Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О «новой реальности» в экономике России

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

В ЦБ рассказали о «новой реальности» в экономике России

08:47

Елизавета Фохт

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/77/754599219955775.jpg
Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева
Фото: «РИА Новости»

Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила, что ситуация, в которой оказалась экономика России, связана не с временными трудностями, а с новыми координатами. По ее словам, экономике предстоит развиваться «в новой реальности»

Ситуация в экономике России развивается лучше, чем можно было бы ожидать в существующих условиях, и связана не с временными трудностями, а с «новой реальностью». Об этом заявила первый зампред Банка России Ксения Юдаева в интервью «Известиям».

«Я не концентрировалась бы на слове «кризис». Нашу ситуацию лучше всего описывает термин «новая реальность», то есть это не временные трудности, а новые координаты, в которых нашей экономике предстоит развиваться. И в этой новой реальности есть разные новые возможности», — сказала Юдаева.

По словам первого зампреда ЦБ, вопреки второй волне падения цен на нефть экономическая ситуация продолжает стабилизироваться. Юдаева отметила, что дешевеющая нефть толкает экономику к изменениям структуры. «Появляются сектора, в которых открываются новые возможности для развития. И первые сигналы того, что это происходит, мы уже видим», — объяснила она, уточнив, что в отдельных секторах и компаниях в прошлом году наблюдался значительный рост прибыли.

В ходе интервью Юдаева отметила, что политика Банка России не имеет немедленного влияния на экономику и инфляцию и ее эффект является отложенным во времени. По ее словам, из-за этого регулятор принимает во внимание не столько текущую, сколько будущую динамику. Юдаева уточнила, что в том числе по этой причине ЦБ оставил без изменений ключевую ставку на уровне 11% годовых.

Представитель Центробанка высказала мнение, что банковская система России «устоит при любых внешних шоках». Юдаева также коснулась вопроса инфляционных рисков, которые, по ее словам, связаны «с внешними факторами, а также с высокими инфляционными ожиданиями и бюджетной политикой». Она обратила внимание, что подобные риски могут расти даже при сохранении уровня дефицита бюджета.

http://www.rbc.ru/economics/06/04/2016/ … 762d863d3f

0

2

Шувалов заявил об адаптации экономики к «наиболее сложным вызовам»

Экономика России находится в сложной ситуации, но сумела адаптироваться к «наиболее сложным вызовам». Об этом заявил вице-премьер Игорь Шувалов в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» (ВГТРК).

«Мы переживаем сложное время, но мы видим, что экономика уже адаптировалась к наиболее сложным вызовам», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Политик подчеркнул, что, согласно оценкам и российских экспертов, и экспертов Международного валютного фонда, выполненный антикризисный план позволил добиться достаточно стабильного состояния экономики России. «И мы уже наблюдаем определенные сигналы, которые говорят о том, что мы скоро перейдем к росту», — пояснил он.

По мнению зампреда правительства, об этом свидетельствует целый набор факторов. «Мы смотрим, что происходит с накоплениями граждан, как граждане тратят, тратят ли они больше или меньше на продукты питания и на промышленные товары. Мы наблюдаем по целому набору факторов, что происходит в экономике, в том числе и на рынке труда», — сказал он, отметив, что безработица сейчас находится на уровне 5,5%, что «крайне низко».

Накануне, 21 мая, экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что без структурных реформ российская экономика останется на «дне» и не будет расти, заявил Алексей Кудрин. По его мнению, экономика нуждается в решительных действиях со стороны властей.

За несколько дней до этого, 19 мая, Международный валютный фонд выпустил прогноз по российской экономике, согласно которому ее ВВП в текущем году сократится на 1,5%, а в следующем году вырастет на 1%.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5741bf829 … m=newsfeed

0

3

Улюкаев: «Назад возвращаться нельзя, нужно быть в режиме свободного курсообразования»

Министр экономического развития Алексей Улюкаев в рамках Петербургского международного экономического форума дал главному редактору Business FM Илье Копелевичу эксклюзивное интервью

Текст: Илья Копелевич

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/06/17/uliuk.jpg
Алексей Улюкаев. Фото: Grigory Dukor/Reuters

Соотношение курсов оказалось таким, что вложения в них, как в инвестиции, оказалось запретительным, заявил глава Минэкономразвития. Что будет с курсом валют, бюджетом, приватизацией, инвестицией, импортом и экспортом в ближайшее время? Об этом Алексей Улюкаев также поведал в беседе с главным редактором Business FM Ильей Копелевичем.

В нашей студии министр экономического развития Алексей Улюкаев. Это был большой день сегодня на форуме, была большая президентская программа, вы в ней участвовали. Я все-таки хочу начать с завтрака Сбербанка, потому что это место дискуссии как раз тех людей, которые всерьез говорят об экономике. Многие заметили некий ваш спор с министром финансов насчет нефтяных налогов и так далее, а меня заинтересовала самая последняя фраза вашей речи насчет государственных инвестиций, чтобы они были правильные. И тут серьезное признание, утверждение. Вы говорите, что наши федеральные, адресные инвестиционные программы, то, во что мы вкладываем деньги, мы за эти деньги создаем не будущие доходы, а создаем будущие расходы.

Алексей Улюкаев: Совершенно точно. Понимаете, и наши федеральные целевые программы, у нас больше 40 их, и федеральная адресная инвестиционная программа, конечно же, могут преследовать различные цели, в том числе и цели поддержки социальной сферы. Нужно создавать детские сады, школы, университеты, нужно больницы, высокотехнологичную медицину развивать, это все очень нужное дело. Но надо понимать, что каждый раз вводя такой объект, вы создаете будущее бюджетное обязательство, потому что нужно будет платить зарплату персоналу, нужно будет отапливать, освещать, охранять, платить имущественные налоги и так далее. И, наверно, нужно, принимая решение, их принимать с оглядкой на это обстоятельство. Я думаю, что сейчас в ситуации, когда бюджетных средств явно недостаточно, у нас серьезные есть ограничения, нужно сделать некоторый маневр. Временно, во всяком случае, временно переориентировать наши федеральные инвестиции с объектов, которые создают будущие бюджетные обязательства, то есть будущие бюджетные расходы, на объекты, которые создают будущие доходы. Это, прежде всего, инфраструктурные проекты. У нас глубоко недоинвестировано дорожное хозяйство, прежде всего, автомобильные дороги, железные дороги, порты, аэропорты, особенно если это касается региональной авиации, конечно же, жилищно-коммунальное хозяйство — это все объекты, куда можно привлекать частные инвестиции. Но государственные инвестиции могли бы быть таким стержнем, которые помогают частному бизнесу почувствовать риски, как умеренные, иметь хорошую комфортную доходность, и таким образом создавать дополнительную стоимость, которая станет основанием и для новых зарплат, новых доходов и для пополнения бюджета.

А из нашего опыта наших тучных лет, когда мы тратили государственные деньги на инвестиции, у нас есть уже доказанные примеры, что мы построили объекты, которые увеличили налогооблагаемую базу уже, а не в каком-то отдаленном будущем?

Алексей Улюкаев: Нет, конечно же, есть, это объекты как раз в области дорожного хозяйства. Кстати говоря, это не только в тучные годы. Мы, например, во время кризиса 2008-2009 года именно так отреагировали на кризисную ситуацию, мы не уменьшили, а увеличили инвестиции в дорожное строительство, тем самым повысили пропускную способность сети автомобильных дорог, сократили время, за которое товар достигает своего адресата, уменьшили транзакционные издержки бизнеса и помогли бизнесу в целом получить лучшую, более комфортную ситуацию.

Здесь сегодня у нас был Олег Белозеров, это было его первое большое интервью, мегапроект — высокоскоростные магистрали в общей сумме за триллион рублей в перспективе. Это очень долгий спор. И он произнес здесь, для меня это была совершенно свежая информация, может быть, вы давно об этом знаете, что у РЖД есть план, как строить без государственных денег, государственные деньги только на выкуп земли. Вы считаете это реальным, если это уже обсуждалось?

Алексей Улюкаев: Потому что в любом случае предполагается, что деньги Фонда национального благосостояния, которые безусловно государственные, но не прямые бюджетные, в сумме до 150 млн рублей могут быть направлены на проекты. Да, я считаю, что возможно сделать его на основе государственно-частного партнерства, взять как стержневой элемент финансирования Фонда национального благосостояния, а в остальном использовать средства компании плюс долговое финансирование.

Это был очень большой, но частный вопрос, просто тема тоже огромная, которая висит много лет, а решения так и нет.

Алексей Улюкаев: Вы знаете, она висит так много лет, что уже возникают новые технологические решения, например, известный Hyperloop Илона Маска, в котором мы тоже принимаем, наш бизнес принимает некоторое участие в этом проекте.

Да, мы знаем, но глава «Железных дорог» предпочел об этом не говорить, потому что он сказал, что не факт, что это к железным дорогам относится. Я пошутил, может, это к космосу, скорее, или к авиации, пока не ясно. Теперь к общим цифрам. У нас уже набили оскомину прогнозы, но тем не менее. Сейчас почти все констатируют, что мы находимся в плоской фазе, мы перестали падать в целом по экономике. В промышленном производстве продолжается спад, но он компенсируется сельским хозяйством в основном. Тем не менее есть два очень важных индикатора, по которым, согласно экономической науке, теории и практике, многие экономисты предполагают, что спад не закончен, потому что очень низкий спрос потребительский и сокращение инвестиций. Может быть, все-таки мы пока на таком ровном плато, после которого нам предстоит спускаться ниже, исходя из этих факторов?

Алексей Улюкаев: Смотрите, как я делю эту этапность: четвертый квартал 2014 года, первый и второй кварталы 2015 года — девять месяцев в совокупности — это период углубления экономического спада. Нижняя точка — конец второго квартала прошлого года, когда глубина спада достигла 4,5%. Я считаю, что перелом, я много раз это говорил, меня за это осуждают, некоторые посмеиваются, что я 8 раз на дне...

На дне, да, где Улюкаев нашел дно?

Алексей Улюкаев: Да, вот Улюкаев ни разу слово «дно» не использовал. Я просто говорил, что спад глубокий прекратился в это время. С этого момента мы вышли почти на плато. Это не совсем плато, это такое почти плато все-таки с маленьким минусом, с маленьким уклоном, но очень маленьким по сравнению с предшествующими 9 месяцами. За следующие теперь уже 11 месяцев совокупное снижение составило 0,7%, то есть в отдельные месяцы был ноль, в отдельные месяцы было минус 0,1%. Я считаю, что это качественно другая ситуация, хотя формально нельзя сказать, что спад прекратился. Он прекращался, возобновлялся, снова прекращался, возобновлялся. Я считаю, что сейчас мы переходим в третью стадию, а именно выход из этого почти плато со знаком плюс. Статистически что у нас происходило? У нас падение 3,7 по прошлому году, 4,5% была нижняя точка во втором квартале, потом 3-й и 4-й — примерно одинаково 3% и 3,5%, в совокупности это дало 3,7%. Первый квартал нынешнего года — 1,2%, апрель — 0,7%, что дало за 4 месяца 1,1% к соответствующему периоду прошлого года. За май у нас будет 0,5%, и совокупный спад не превысит, будет меньше, чем 1%. Мы считаем, что в третьем квартале будет плюс. Третий квартал этого года к третьему кварталу прошлого года маленький — примерно 0,3-0,4% ВВП, а в четвертом квартале он уже превысит 1%, будет примерно 1,1-1,2% ВВП. В совокупности по году будет совсем маленький плюс.

Я все-таки возвращаюсь к этим двум индикаторам. Низкий спрос, а другой синоним этого слова — бедность, о которой говорит Кудрин, как о факторе экономики...

Алексей Улюкаев: Есть всегда три локомотива, три источника роста: потребительский спрос, инвестиционный спрос, чистый экспорт — спрос внешнего мира. Мы в прошлом году не допустили слишком большого спада и в этом продолжаем, это, конечно, чистый экспорт. У нас, при том, что цены на основные наши экспортные товары глубоко упали, физические объемы мы наращивали, у нас 5 месяцев этого года к прошлому соответствующему периоду 3 с лишним процента рост по нефти и по газу, физические объемы. Поскольку цена потихоньку восстанавливается, то и стоимостные объемы тоже начинают к этому подтягиваться. Этот чистый экспорт, спад импорта, при том, что экспорт в физических объемах не спадал, позволял нам глубину кризиса регулировать, не допускать ей быть слишком большой. И начало этого подъема, о котором я говорю, это во многом чистый экспорт. Но, уже начиная со второй половины этого года, особенно это относится к 2017 году, будет восстанавливаться потребительский спрос.

А за счет чего?

Алексей Улюкаев: Есть четыре составных части в потребительском спросе. Первое — это номинальные доходы, та зарплата, которую мы получаем на своих рабочих местах. У нас где-то примерно с середины прошлого года бизнес довольно существенно изменил свою политику относительно номинальных заработных плат, стал гораздо аккуратнее. Это разумно при тех ограничениях по спросу, которые были. Это продолжалось где-то до марта-апреля этого года. Начиная с марта-апреля, снова начинается восстанавливаться рынок номинальных заработных плат. Моих коллег в ЦБ это беспокоит по понятным причинам, меня это, скорее, радует тоже по понятным причинам. Второе — инфляция. У нас осень прошлого года, в октябре были периоды, когда индекс к соответствующему периоду прошлого года показал больше 16%. Сейчас — 7,3%. Я глубоко убежден, что к концу года — меньше 6%, декабрь к декабрю будет меньше 6%, потому что у нас прошлый год был экстремальный, начиная с июля, у нас было в июле прошлого года 0,8%. Потом август был 0,3%, и снова с сентября по декабрь, каждый месяц было больше, чем 0,7%. Это фантастически сложная картина. Конечно, мы близко к этому не пройдем, будет гораздо меньше у нас сейчас. Об этом говорят курсовые соотношения, продовольственные цены и многое другое. Таким образом, номинальные зарплаты — динамика потихоньку восстанавливается, а инфляция резко-резко сокращается. Это означает, что реальные доходы и реальные зарплаты где-то на рубеже этого и следующего года снова перейдут, они все еще в отрицательной зоне, почти до конца года будут в отрицательной зоне, но на рубеже годов они перейдут в положительную зону.

Инвестиции...

Алексей Улюкаев: Пока потребительский спрос разберем, там еще два обстоятельства есть. Это розничное кредитование, потребкредитование. У нас бум на рынке ипотеки, у нас ипотека за 5 месяцев этого года в полтора раза выше, чем за такой же период прошлого года. То же касается и долевого инвестирования граждан в жилищном строительстве — полуторный рост. Никто и близко не мог ничего подобного ожидать. Это эффект отложенного спроса, тот спрос, который был в 2015 году, не реализовывался, а сейчас он начинает реализовываться. Не знаю, как быстро, но очевидно, что он перейдет на другие сектора, где тоже был отложенный спрос, например, как в области торговли автомобилями, где глубина спада была 40% в годовом исчислении. Ясно, есть тоже отложенный спрос, который, наверно, будет восстанавливаться. И четвертое — это сберегательное поведение населения. У нас начало этого года — пик сберегательной активности. У нас в марте-апреле, вот мы с вами из каждого рубля наших доходов больше 15 копеек сберегали, это очень много, это гораздо больше, чем это бывает в среднем. Это подушка безопасности, люди беспокоятся относительно возможного «черного дня» и в ликвидной форме резервы сохраняют. Как только эти беспокойства будут сокращаться, как только уменьшатся риски потерять работу, получить меньшую заработную плату, сокращенный рабочий день, неоплачиваемые отпуска и так далее, это означает, что норма сбережения будет снова снижаться, и эти деньги будут поступать на потребительский рынок. Вот почему я считаю, что потребительский спрос, как фактор, с 2017 года снова возобновится, но не следует на него слишком сильно уповать, потому что потребительский спрос — это фактор экономического роста, но он очень сильно зависит от того, какая доля импорта и отечественной продукции здесь есть. Поэтому я всегда говорю, что субсидировать и поддерживать стройку — это правильно, потому что это 100-процентный заказ на отечественного производителя. А когда вы субсидируете покупку автомобиля, это уже только 50%. У нас средняя норма локализации — примерно 50%. А чего-то еще, возможно, еще больше будет импорт. Поэтому здесь нужно с этой точки зрения быть внимательным, и нужно понимать, что доходы, с другой стороны, это издержки для бизнеса. И поощряя потребительский спрос, мы будем ограничивать возможности бизнеса.

Конкурентоспособности.

Алексей Улюкаев: Абсолютно. Экспорт тоже имеет свои ограничения. Во-первых, импорт будет потихоньку восстанавливаться, потому что курс будет укрепляться. А курс будет укрепляться, потому что у нас улучшается состояние платежного баланса. У нас обе его составные части, и текущий счет улучшается, потому что восстанавливаются цены на сырьевые товары, они, конечно, никогда не достигнут трехзначных по нефти цифр, которые были прежде, но уровень 50-50+ — это наше вполне резонное, очевидное будущее. Итак, текущий счет платежного баланса стал лучше, но и капитальный стал лучше, потому что отток капитала, который достигал исторически рекордных цифр: 153 млрд долларов оттока в 2014 году, 58 — в 2015-м, в этом будет порядка 25 млрд — все еще отток, но уже совсем другой после увеличения. И в абсолютных величинах этот отток гораздо меньше по капитальному счету, чем приток по текущему счету. Это означает, что на внутренний валютный рынок будет поступать дополнительная валюта, предложение будет больше, чем спрос, и при прочих равных условиях курс будет укрепляться. Укрепление курса — это выход на снижение инфляции дополнительный. Как я уже говорил, мы, видимо, будем пересматривать прогнозы, будет по итогам года меньше 6%. Вот логика, с точки зрения курсовых соотношений. Но более крепкий курс одновременно означает, что импорт снова становится конкурентоспособным относительно отечественных товаров, поэтому можно ожидать большего импорта, и это ограничение, с точки зрения потребительского спроса. Наконец, инвестиционный спрос. Он свободен от этих ограничений, у нас глубоко недоинвестировано жилищно-коммунальное хозяйство, у нас глубоко недоинвестирована инфраструктура. Инвестиции в этой сфере дают самые большие мультипликаторы. Во всех этих сферах — автомобильные дороги, железные дороги, порты, аэропорты, ЖКХ — мультипликатор больше единицы. То есть 1% роста инвестиций туда дает больше, чем 1% роста ВВП. Это полностью загрузка отечественного сырья, компонентов, рабочей силы, 100-процентная локализация. И это решает проблему экономики предложения. Экономика предложения основана на том, что товаропроизводящая сеть должна работать быстро. Быстрая работа товаропроизводящей сети — это снижение издержек для бизнеса. Все это говорит о том, что вложения в инфраструктуру наиболее правильные сейчас, и это есть механизм, который позволяет иметь экономический рост, не опасаясь серьезных ограничений.

Два обывательских вопроса хочу задать. Следуя тому, что вы сказали. Первое — я в течение этого года лично для себя не могу понять, почему у нас так резко сократился отток капитала? В прошлом году, я предполагаю, что ничего сюда не вливалось благодаря отсутствию кредита оттуда, так и уходить нечему было. Но сейчас ситуация вроде бы изменилась.

Алексей Улюкаев: Несколько факторов. Во-первых, кое-что вливается. Если мы посмотрим на поведение инвестиционных фондов, которые инвестируют на развивающихся рынках, мы увидим, что инвестиция в Россию сейчас с положительным знаком. То есть кто-то закрывает свои позиции, кто-то открывает, но тех, кто открывает, больше, чем тех, которые закрывают. Во-вторых, график погашения и обслуживания долга стал гораздо комфортнее. 2014 год — основная доля этих 153 млрд — это срочное или в некоторых случаях даже досрочное погашение нашими компаниями своего внешнего долга за невозможностью его рефинансировать. Сейчас появляется возможность рефинансировать, сам график гораздо более щадящий. Третье — поведение населения. С точки зрения платежного баланса, если вы продали доллар и купили рубли, у вас приток капитала, если вы продали рубли и купили доллар, у вас отток капитала. В этом смысле поведение населения стало нейтральным.

Оно не смогло покупать доллары по новому курсу.

Алексей Улюкаев: Да, конечно же. Соотношение курсов оказалось таким, что вложения в них, как инвестиции, оказались совершенно запретительными. С другой стороны, необходимость поддерживать текущие расходы требовала те резервы, которые люди скопили в валюте, потихоньку обращать в рубли и этим поддерживать определенный потребительский уровень. Конечно, играет роль и поведение банков, которые установили очень низкие, совершенно правильно сделали, депозитные ставки по валютным вкладам, а по рублевым поддерживают на достаточно высоком уровне. Наконец, изменился баланс по чистым иностранным активам наших компаний. Он стал уже третий квартал подряд отрицательным, то есть люди продают свои иностранные активы и вводят деньги в России. Этому могут быть разные объяснения.

Это очень психологически важный процесс, или он все-таки не психологией, а нуждой объясняется, и как только нужда закончится, все пойдет в обратную сторону?

Алексей Улюкаев: Я не возьму на себя смелость давать какие-то конечные оценки, не так много времени прошло, надо разбираться. Отчасти это результат нашей антиофшорной кампании, люди выводят из офшоров деньги сюда. Отчасти это результат того, что вы называете нуждой, просто есть какие-то прорехи, рублевые долги компаний, которые они должны закрывать. Отчасти это связано с тем, что сами условия ведения бизнеса во многих юрисдикциях оказались не такими комфортными, как полагали. С другой стороны, возникают лучшие возможности сейчас для инвестиций в какие-то российские активы. А это лучшие возможности, посмотрите на капитализацию российских компаний. Сколько у нас сегодня «Газпром» стоит? 50 млрд долларов. У него только разведанных запасов газа — 300 млрд долларов, очень низкие оценки, поэтому сейчас самое хорошее время, чтобы за дешево приобретать российские активы. Для тех, кто обладает некоторым чутьем, может смотреть немножко дальше своего носа, это достаточные основания, чтобы возвращать из иностранных активов деньги сюда и приобретать эти активы здесь.

Второй шкурный и простой вопрос. Вы объясняете, что в перспективе все-таки тренд на укрепление рубля. Тогда самое время сейчас взять кредит в валюте, но вы знаете, финансисты не советуют, потому что есть риски и в другую сторону. Плюс вы только что перечисляли, какое огромное количество плюсов дал низкий курс рубля в это время. Правительство не хочет ли, чтобы все-таки рубль не укреплялся, во всяком случае, значительно, и может ли оно что-то для этого сделать, если оно этого хочет?

Алексей Улюкаев: Возможно, правительство или, по крайней мере, отдельные его члены даже и хотели бы этого, но проведение курсовой политики — это прерогатива Банка России.
Банк России не хочет его, это мы знаем.

Алексей Улюкаев: Да. И мое глубокое убеждение, что если мы перешли к свободному курсообразованию, можно спорить о том, своевременно мы это сделали, не своевременно мы это сделали, может быть, не надо было этого делать, но если мы это сделали, я считаю, что это дорога с односторонним движением, назад возвращаться нельзя, нужно быть в режиме свободного курсообразования. Поэтому любые манипуляции с курсом здесь совершенно контрпродуктивны.

Что значит манипуляции, есть просто инструменты, вполне рыночные, которыми и Банк России, и Минфин располагают, чтобы в каких-то пределах в ту или иную сторону оказывать давление.

Алексей Улюкаев: Я категорически против того, чтобы пользоваться этими инструментами в любых пределах, потому что это неверная ориентация бизнеса, неверные ожидания, это искажает качество принятия решений деловыми хозяйствующими субъектами. И в конце это всегда приведет к отрицательному результату.

Мне кажется, это очень важное заявление, потому что Банк России уже обозначил свою позицию очень твердо, что если рубль будет укрепляться, они никоим образом не будут этому мешать, как бы он ни укреплялся. Правительство до сих пор не высказывалось на этот счет, поэтому в вашем лице вы выразили согласие.

Алексей Улюкаев: Мне кажется, Банк России тоже определенными оговорками это сопровождает, такое утверждение. И я эти оговорки разделяю...

Есть как минимум покупка валюты в резервы.

Алексей Улюкаев: С точки зрения целесообразности, не так важно укрепляется или снижается, или стабильный курс, а важно, чтобы это не было слишком быстро, большая волатильность — это точно вредно. Поэтому Банк России может и должен прибегать к некоторым интервенциям, не для того чтобы иметь 20 рублей за доллар или 50 рублей за доллар, или 100 рублей за доллар, а для того, чтобы эти движения не были слишком быстрыми, чтобы дать возможность хозяйствующим субъектам приспособиться к этой волатильности. Поэтому в этих пределах, для достижения этих целей он интервенции может совершать, не совершать и будет совершать. Все остальное не нужно.

В принципе, могут быть покупки в резервы, которые сдерживали бы.

Алексей Улюкаев: Да, они, безусловно, есть. Здесь важнее покупки, которые Банк России совершает у Минфина. Минфин расходует Резервный фонд, чтобы компенсировать бюджетный дефицит, он же у нас в валюте, соответственно, он продает, но продает не на открытом рынке, а продает непосредственно Банку России. Он продает Банку России доллары и евро, покупает у него рубли и финансирует бюджетные расходы, поэтому резервы Банка России растут.

Еще один важный идейный вопрос, общий. Как говорят многие, это общее мнение, бизнес, домохозяйства в целом адаптировались к ситуации последних двух лет. У нас не адаптировался только бюджет, но это мы знаем, может быть, люди на улице об этом мало думают, но мы знаем, что бюджет не сбалансированный, остается дефицитным, и пока не очень понятно, как это будет в перспективе двух-трех лет. Для бизнеса это сверхважно, потому что либо будет сокращение государственных расходов, понятно, что не социальных в первую очередь, либо рост налогов в любой форме — в прямой или в косвенной — и решения нет.

Алексей Улюкаев:Я не согласен с такой однозначной альтернативой. Действительно, бюджетный дефицит — это проблема, проблема, которая имеет набор решений. Самое плохое решение, с моей точки зрения, — это увеличить доходы бюджета путем увеличения налогового бремени — прямого, косвенного, непосредственно путем повышения ставок или изменения администрирования налогового, и введение каких-то сборов, которые в Налоговом кодексе не указаны, но по существу являются квазиналогами. Вопрос сокращения расходов — справедливый, у нас очень многие расходы неэффективны. Но так устроена бюджетная система, что у нас происходит постоянно отрицательная селекция. То есть мы сокращаем то, что не надо сокращать, и не сокращаем то, что надо сокращать. В результате доля производительных расходов снижается. Просто так устроена коалиция интересов, что защитников производительных расходов всегда гораздо меньше, чем защитников либо социальных обязательств, либо обязательств, связанных с выполнением государственной программы вооружения и так далее. И если бы мы могли качественно проводить селекцию расходов и их сокращение, в каком-то плановом порядке работать с госпрограммами и так далее, а не просто аврально срезать на 10%, а когда мы с вами срезаем на 10%, это означает, что мы срезаем не по всем. Наше недоведение бюджетных обязательств касалось не всех 16 трлн расходов, а только 5 трлн, меньше, чем одна треть всех расходов. Все обрезание мы с вами свели на одну треть, а остальные две трети остались и живут довольно неплохо. Вот это недостаток, который, с моей точки зрения, ограничивает саму работу с бюджетными расходами. Мы сначала должны правильно выстроить логику защищенных и незащищенных статей, с моей точки зрения. Если мы приняли закон о бюджете, то это закон, все статьи в нем защищенные. Нет ни одной незащищенной статьи. Пока этого не будет, значит, работа с сокращением расходных обязательств весьма проблематична. Теперь, но есть же третий вариант — это долговое финансирование. Если у вас есть бюджетный дефицит, если вы не можете или не хотите повышать налоги и сокращать расходы, вы можете этот дефицит покрывать за счет: а) заимствований, б) за счет продажи государственных активов, то есть приватизации, в) за счет использования тех резервов, которые вы накопили. Я считаю, что сейчас правильно использовать первые два механизма: приватизацию и заимствования. Причем заимствования, прежде всего, на внутреннем рынке.

Давайте про приватизацию тогда... Пока мы мало что знаем, кроме объявленных планов, ни сроков, ни... Вы сказали, что «Башнефть» продадим точно, а «Роснефть», как Бог даст.

Алексей Улюкаев: Я так не говорил. Есть пять активов, по которым мы твердо намерены, значит, постараться в этом году, и в начале следующего года традиционную процедуру закрыть. Это «Роснефть» — 19,5% акций компании, акции «Алроса» — 10,9%, это «Башнефть» — полностью контрольный пакет государственных акций — 50,1%, это банк ВТБ — тоже 10,9%, все, что свыше контрольного пакета, и это «Софкомфлот» — 25% пакета акций. Теперь эти активы находятся в разной степени подготовленности. Это все публичные компании, кроме «Софкомфлота», который находится в 100-процентной госсобственности. Всех остальных рынок знает, есть бенч марка, есть рыночные котировки акций, есть действующий акционер, в общем, понятная процедура, как можно с ними работать. Ограничением существенным являются те ограничения, которые связаны с санкциями, которые ограничивают класс инвесторов, которые могут принимать участие в приватизации.

https://www.bfm.ru/news/325926

0

4

Замороженный бюджет

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20160708182754_18804.jpg

Есть слова, которые в Кремле и правительстве боятся произносить. Нет, я не реформах, не о демократии, которая должна быть только суверенной, и даже не о революции, без которой нам дай бог как-нибудь прожить. Я об экономике. Сказать «урезание, ограничение, сокращение» про бюджет — немыслимо и невыносимо. Поэтому придумывают слова-замены: из последнего — «заморозка».

Первый раз удачное слово нашли еще в 2014 году, когда исчезли наши накопительные пенсии: давайте называть вещи своими именами: те деньги не просто «ушли на Крым», но никогда уже не вернутся — ни рублями, ни баллами — никак. С тех пор государство вошло во вкус и, по последним утечкам из кабинета министров, продлевает заморозку уже до 2019 года включительно. Чтобы избавиться от словесной мишуры: бандит в темном переулке бьет по голове и отбирает кошелек. «Это заморозка ваших накоплений, гражданин», — глуховато говорит он через надетый на голову капроновый чулок и растворяется в сумерках.

Бандиту мы не верим, а на правительство надеемся: ну ведь не может же оно… Может.

Впрочем, слово «заморозка» оказалось таким удачным, что теперь им называют не только отъем пенсий, но и сокращение бюджета. А если учесть, что он будет приниматься следующей Думой не на один, а сразу на три года, то затянуть пояса потуже придется всерьез и надолго.

Что такое эта самая заморозка с точки зрения государственных расходов? Она означает, что в 2017, 2018 и 2019 годах на каждую расходную статью бюджета, от образования до армии, будут выделены одни и те же суммы. По факту это — сокращение и урезание, так как инфляцию никто не отменял.

Вспомните свою зарплату в 2013 году и посмотрите на нее сейчас: деньги вроде бы те же, а почему-то не хватает. Та же история и с бюджетом: если расходы не увеличивать год от года пропорционально инфляции, то на бумаге они останутся такими же, а по факту выйдут значительно меньше.

Что и кто пострадает в первую очередь? Не хотелось бы быть мрачным пороком, но ответ лежит на поверхности. Если сейчас львиная доля нашего бюджета уходит на армию и полицию, а медицина, образование и культура финансируются по остаточному принципу, то произойдет так и в случае заморозки. Военные деньги, по слухам, урежут процентов на 15, а вот социальные расходы, скорее всего, ждет куда более серьезное усыхание, хотя там и без того резать почти нечего.

Заодно придется распрощаться с деньгами и регионам: Дальнему Востоку, Сибири и, как ни странно, Крыму. Ко всем прочим проблемам полуострова добавится еще резкое сокращение дотаций из федерального центра. В итоге же, скорее всего, получится как в анекдоте с бородой: «Папа, это значит, что ты теперь будешь меньше пить? — Нет, сынок, это значит, что вы теперь будете меньше есть». Да, это я про нее, коррупцию.

Конечно, нужно оговориться, что в самом по себе сокращении бюджетных расходов не было бы большой беды, если бы параллельно государство шло на реформы. То есть проводило бы своего рода обмен денег на свободу. Денег меньше — свободы (любой, от слова до предпринимательства) больше. Это означало бы, что граждане сами смогут зарабатывать себе на хлеб, а не ждать, когда государство придет и даст. Но у нас такого не произойдет, так как «свобода» — слово из разряда тех, что ни в коем случае нельзя произносить.

Поэтому «сам не ам и другим не дам»: деньги срежут, а возможности зарабатывать не дадут.

А вслед за этим настанет время и следующей беды: о ней неохотно, со скрипом, анонимно, гневно опровергая самих себя под камеры, говорят в экономическом блоке правительства. Речь идет об исчерпании резервов.

Здесь, впрочем, все не так просто. Формально в России есть две больших кубышки, сохранившиеся со времен тучных нефтяных лет: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2017 году, как говорят в Минфине, Резервный фонд кончится, и придет пора запускать руку в ФНБ, который в свое время задумывался как фонд будущих поколений, на манер норвежского. Иными словами, это как если бы вы копили деньги детям, а потом взяли бы их и проели.

Безусловно, два фонда — это некоторая условность. Государство в любой момент может докинуть в них деньги из резервов Центробанка, но не докидывает, потому что не хочет путать карманы. Раскупоривать последнюю заначку уж слишком неуютно, это будет уже не звонком, а набатом, что никакого хрупкого дна нет и поблизости. Тем не менее запускать руку в ФНБ вскоре придется, и, вполне возможно, зачерпнут оттуда в 2018 году, к президентским выборам, чтобы в последнем рывке поддержать социальные расходы. А после, разумеется, хоть потоп.

Говорить о причинах этих бед — уже банальность. Во-первых, конечно, санкции. Сколько бы власть ни хорохорилась, а невозможность получить деньги на Западе под низкий процент удавкой повисла на экономике и не дает нам развиваться. И сколько бы в телевизоре ни рассказывали, как мы эти санкции шапками закидаем, этого, увы, не произойдет. Снимать их нужно, шаги для этого известны: наконец начать восстанавливать отношения с Украиной, заодно прекратив огромные траты на войну.

Вторая причина кризиса в экономике — это назло маме отмороженные уши: «антисанкции», запрет на ввоз еды. Обратите внимание: он продлен сразу до конца 2017 года, серьезно опережая срок западных санкций против РФ. Формально это называется поддержкой отечественного производителя, на деле же — беспощадной борьбой с собственным народом.

Странная идея перевести всю страну на натуральное хозяйство, чтобы она обеспечивала себя хоть помидорами, хоть компьютерами, в XXI веке не работает. Мы живем во время международного сотрудничества, и попытки изоляции заведомо ведут к отставанию.

Наконец, многочисленные принятые в последние годы законы, на корню уничтожающие бизнес и частную собственность, тоже никак не способствуют развитию экономики и привлечению в нее инвестиций. Вы инвестируете — государство сносит. Вы инвестируете — государство вводит новый налог в пользу очередного олигарха. Вы инвестируете…. А, нет, вы уже не инвестируете.

Помните, в Библии описывался пророческий сон о семи тощих коровах, которые съели семь тучных? Семь сытых лет и семь последующих лет засухи и неурожая. Так вот сейчас у нас пасутся те самые тощие коровы. Только появились они не сами по себе: мы привели их и своими руками скормили им тучных.

Если прежний кризис был мировым и защититься от него России было объективно трудно, то нынешний — совершенно и абсолютно рукотворный. Нефть нефтью, но девальвацию рубля в два раза нельзя объяснить лишь падением цен на топливо. Это результат работы именно российской власти, которая не может предложить никакого нового пути.

Только «заморозка», то есть открытый грабеж, сокращение, урезание — и надежда на то, что прилетит вдруг волшебник в голубом газпромовском вертолете… Не прилетит. Стоит ценам на нефть чуть подняться — и в США вновь заработают установки по добыче сланцевой нефти, после чего баррель опять пойдет вниз. А баррель — это наш единственный антикризисный план, потому что вариант «Б» уже озвучен: «Денег нет».

Такой вот теперь «план Путина — победа России».

Держитесь, хорошего настроения и здоровья. Дмитрий Гудков
                   
Из выпуска от 08-07-2016 рассылки Московский Комсомолец - свежий номер газеты

http://subscribe.ru/digest/economics/mo … 41047.html

0

5

Взяли в долг у будущего

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20160708180020_1040672.jpg

В начале недели в правительстве прошло совещание, на котором представители федеральных министерств и премьер-министр Дмитрий Медведев согласовали заморозку номинальных расходов бюджета на следующие три года (2017–2019). Окончательное решение еще не принято, но вектор определен — это полномасштабный переход правительства на режим экономии, в необходимости которого на фоне тающих резервов и растущего дефицита Минфин смог убедить даже своих традиционных оппонентов.

Предполагается, что ежегодные траты сократятся в 2017 году и в дальнейшем не будут превышать 15,78 трлн рублей. С учетом инфляции за несколько лет расходы бюджета могут сократиться более чем на треть, а 36 из 42 госпрограмм будут урезаны даже в номинальном выражении. Нетронутыми останутся расходы на пенсии, экономическое развитие и управление госфинансами. Помимо Кремля идею заморозки одобрил президент Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

Заседания кабмина по бюджетному вопросу уже давно не отличаются сюжетным разнообразием. Сначала Минфин предлагает жестко затянуть пояса, после чего каждое «пострадавшее» ведомство пытается отстоять свои финансовые интересы, «жалуясь» на нехватку денег. На этот раз ведомство Антона Силуанова сумело одержать тактическую победу. Бюджет заморожен на 3 года, а в 2017 году правительство потратит меньше денег, чем в 2016-м — сокращение расходов в номинальном выражении происходит впервые с конца 1990-х годов. При этом борьба бюджетополучателей еще далека от своего завершения. Даже после того, как чиновники окончательно договорятся о максимальном объеме расходов, деньги все еще можно будет перераспределять между различными статьями бюджета. При условии, что инфляция в следующем году упадет до 4% и останется на том же уровне, за три года суммарные расходы сократятся примерно на пятую часть.

Этот сценарий можно считать крайне оптимистичным. «Инфляции в 4%, которую прогнозируют власти, точно не будет — в лучшем случае она будет в 1,5 раза выше, — говорит экономист ФБК Игорь Николаев. — В реальном выражении это означает падение расходов на 30% или больше. Это действительно очень много и очень болезненно». Сопоставимого сокращения можно было бы достичь, полностью отказавшись от трат на оборону и содержание правоохранительных органов, которые обходятся примерно в 40% казны. Впрочем, расходы на оборону снизятся в любом случае, хотя, возможно, не столь резко, как того хочет Минфин: на государственную программу перевооружения с 2018 по 2025 год в ведомстве Силуанова предложили выделить в 2 раза меньше средств, чем указано в смете Минобороны. На 15% сокращается и закрытая часть расходов бюджета, которая в основном состоит из военных трат. «Нужно учитывать, что Минфин перестраховывается, пытается усилить свои переговорные позиции», — говорит Николаев. После сентябрьских выборов у нового созыва Госдумы будет возможность немного смягчить проект заморозки, чтобы понравиться электорату. В столь жестком виде, как сейчас, он вряд ли будет принят, считает экономист.

Прогноз ФБК по экономическому росту — спад на 2—3% в 2016-м и 2017-м, выход «в ноль» — не раньше 2019 года.

Официальный прогноз экономического блока предполагает увеличение ВВП на 0,8% уже в 2017 году. Но роста не будет еще долгое время, считает эксперт, поскольку даже структурные реформы не дают такого быстрого результата. Это означает, что рассчитывать на доходы, сгенерированные экономическим ростом, правительство тоже не сможет. Это усложняет использование еще одного инструмента покрытия дефицита, на который все больше рассчитывает Минфин — заимствований на внутреннем рынке. Ведомство планирует наращивать внутренний долг с 300 млрд в текущем году до 1,3—1,5 трлн в последующие годы. Фактически это означает изъятие инвестиций с внутреннего рынка и сокращение возможностей для роста экономики. Занимать деньги вовне до сих пор крайне проблематично: «Внешние заимствования почти невозможны в силу санкций. Как показал опыт, это касается не только западных, но и азиатских банков», — считает советник по макроэкономике компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Даже отказ от трети бюджетных расходов не делает экономическое будущее России более определенным. «Дефицит бюджета, который, по последним данным, достигает 4,3%,слишком велик. Одна лишь заморозка вряд ли решит проблему. Придется проводить секвестр», — считает Хестанов. Резервный фонд будет исчерпан уже в следующем году, а из Фонда национального благосостояния в ближайшие три года будет изъято более 1,7 трлн рублей (останется чуть более половины). Даже повышение налогов на население (хотя такая возможность пока не предусмотрена в проектировках Минфина) вряд ли приведет к значительному росту поступлений в бюджет — налоговая нагрузка в России уже сегодня близка к предельной. «Тогда заморозка еще может показаться цветочками, будут резать номинальные расходы», — предупреждает Николаев.

Арнольд Хачатуров
                   
Из выпуска от 08-07-2016 рассылки Новая газета

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 15652.html

0

6

О главных проблемах в экономике

http://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20160622162842_125282.jpg

Российская промышленность, население и банки адаптируются к новой реальности после кризисного шока, но структура бюджета остается прежней. О том, почему нашей стране сейчас не приходится рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции и как позаботиться о внутренних, рассказал в интервью глава Deutsche Вank в России Павел Теплухин.

Теперь всем надо переосмысливать свое поведение

— Повестка дискуссии, в том числе на ПМЭФ, выглядит немного тревожной. Много экзистенциальных вопросов, чувствуется кризис. Что Россия сейчас вообще может предложить, на ваш взгляд, иностранным инвесторам? Куда двигаться из этой точки, где мы сейчас находимся?

— Основная тема повестки: жизнь после кризиса. С моей точки зрения, как раз это является позитивным. Мы сейчас имеем то, что имеем: набор внешних санкций, неблагоприятную экономическую конъюнктуру с точки зрения цен на основные экспортные товары. Это доминировало в повестке дня последние полтора года на всех дискуссиях, в том числе на форуме в прошлом году.

По сути, был шок, и всем экономическим агентам было необходимо переосмысливать свое поведение, бизнес-модели и процессы в рамках новых реальностей. Сейчас как раз этот вопрос закрыт, в том смысле, что экономика в целом адаптировалась к новой ситуации.

Потребители тоже научились жить в новых экономических условиях.

— Вы считаете, что научились уже?

— Да, я считаю, что адаптация завершилась. Изначально, безусловно, у всех был шок из-за скачков курса, инфляции и санкций — все это повлияло негативно. Население пыталось восстановить утраченные сбережения, и у нас резко подскочила норма накопления в стране в ущерб текущему потреблению.

В таких условиях очень сложно говорить об экономическом росте, но сейчас в целом население выдержало этот первый шок и оправилось. Мы видим ростки потребительского спроса, а норма накопления немножко снизилась, вновь пошло потребительское кредитование.

С точки зрения индустрии произошло то же самое.

Наши основные товаропроизводители сейчас завершили адаптацию к шоку, и мы, скорее всего, по итогам этого года увидим или нулевой показатель, или небольшой рост промышленного производства.

Металлургия и угольная промышленность показывают довольно качественные экономические результаты.

Банковская среда — самый прозрачный индикатор, потому что по банкам мы имеем больше информации, чем по другим секторам экономики. Я считаю, что банковская среда продемонстрировала свою устойчивость в рамках экономической конъюнктуры: банки восстановили и даже нарастили ресурсную базу, депозиты населения.

— Банковский рынок заметно сузился за последние годы. Многие уходили с рынка…

— Это правда. Если мы говорим про вычистку банковской системы от, может быть, не очень устойчивых игроков, которые не могут справиться, — это положительный процесс.

Единственная часть экономики, которая пока еще нуждается в адаптации к сегодняшним реалиям, — это, конечно, государство и прежде всего государственный бюджет. И тут есть о чем говорить, размышлять.

Структура бюджета сейчас в основном отражает наши докризисные реалии. Мы по-прежнему тратим много денег, по всей совокупности статей, а налогов собираем очевидно меньше. Нужно улучшение администрирования доходной части и определенная оптимизация расходов — это всегда сложно, потому что затрагивает большое количество социальных программ. Приоритеты меняются в пользу реформ

— Вы ожидаете в ближайшее время каких-то кардинальных изменений?

— В этом разница нынешнего форума с предыдущим годом, как раз разговор начался о том, что будет после кризиса.

— А ответы появились?

— Набор институциональных реформ достаточно стандартен.

Мы все говорим об увеличении объема несырьевого экспорта, улучшении экономических и политических институтов. Это и раньше было, только не в качестве приоритетной программы, поэтому на это не хватало, как правило, времени. Сейчас ситуация изменилась.

Долгосрочная задача — удвоить объем российского несырьевого экспорта, который сейчас составляет около $150 млрд, или примерно 40% от всего объема экспорта. Остальное — это минеральное сырье. Это интересная задача, потому что это значит кого-то потеснить на этих мировых рынках.

Как мы этого будем достигать, путем более качественной продукции, или более дешевой, или более дешевой и более качественной, и какие такие прорывные точки, которые могут дать такой значимый прирост, — это сама по себе достаточно содержательная дискуссия.

— У вас есть какие-то свои собственные взгляды на этот счет?

— Сто лет назад Россия была крупнейшим поставщиком продовольствия на мировой рынок, и сейчас мы боремся за то, чтобы выйти в лидеры по некоторым позициям, ну, например, по зерну. Какой-то очевидный прогресс есть, мы это наблюдаем. Ну, наверное, недостаточный, потому что за сто лет нас подвинули на этом рынке довольно существенно.

В машиностроении нам тяжело соревноваться, но какие-то отдельные сегменты должны присутствовать. В том числе МС-21, про который мы писали и говорили. Я считаю, что это качественно другой продукт, даже чем «Суперджет», потому что в основном это локальное производство, включая двигатели, не только планер. Нет фондового рынка — нет и инвестиций

— Кажется, что вы оптимистично смотрите на перспективы российского рынка, но тем не менее Deutsche Вank достаточно серьезно оптимизировал свою деятельность в прошлом году, и известно, что вы сами покидаете свой пост 1 августа. Это связано с сокращением видов деятельности банка?

— Безусловно, это связано. Deutsche Вank действительно оптимизирует свои ресурсы во многих странах мира, в том числе в России. Это связано с новой стратегией банка, который, с одной стороны, хочет сохранить свое глобальное присутствие, а с другой — оптимизировать многие бизнес-процессы, в том числе связанные с более рискованными продуктами, или капиталоемкими продуктами.

В рамках этой глобальной стратегии было принято решение о том, что Deutsche Вank в России сконцентрируется прежде всего на коммерческих банковских услугах. Нашими клиентами являются почти все крупные корпорации, в том числе некоторые российские клиенты с глобальными амбициями.

Но инвестиционные банковские услуги, связанные с торговлей ценными бумагами и некоторыми другими операциями, будут переведены в наши хабы: в Лондон, во Франкфурт, отчасти в Соединенные Штаты Америки, где будут предоставляться эти услуги, в том числе, российским клиентам.

— Это отражает пессимистичный взгляд руководства на российский рынок, а на какую перспективу?

— Это вопрос не совсем к Deutsche Вank, это — к России.

Конечно, Россия прошла огромный путь. И тот факт, что у нас есть фондовый рынок, в отличие от многих других посткоммунистических экономик, — это, конечно, плюс. Но при этом, конечно, этот рынок все еще маловат по своему размеру. Это очевидная реальность.

Рынок капитала в России сузился за последнее время — это факт. Торговые обороты на торговых площадках и акции, облигации тоже снизились. Конечно, банку разумнее оптимизировать свое присутствие (в России) и сфокусироваться на тех рынках, которые по-прежнему активны. Прежде всего надо снизить инфляцию

— Какие направления инвестиций в Россию могли бы сейчас послужить драйвером?

— Главной проблемой российской экономики остается высокая инфляция, на это постоянно указывает глава ЦБ, и я не могу не согласиться с этим утверждением, потому что никакой инвестиционный проект не может быть аккуратно просчитан, как-то спланирован в условиях высокой инфляции: все цифры остаются недостоверными.

И российские, и иностранные инвесторы хотят с кем-то поделить этот риск неопределенности. И в этом смысле работа Российского фонда прямых инвестиций очень своевременна: они выполняют функцию института, который готов взять на себя часть рисков.

В целом я считаю, что нас с вами должны волновать в большей степени внутренние инвестиции. Российская экономика слишком велика для того, чтобы находиться в сколько-нибудь значимой зависимости от иностранных инвесторов.

Хороший результат будет, если внутренний инвестиционный спрос воспрянет, но он в первую очередь ориентирован на внутреннюю инфляцию, которая, к сожалению, совсем непривлекательна сейчас.

Вторая тема — это институты. Мы смотрим, как пухнут балансы многих банков от депозитов, но их нельзя использовать для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, так как они имеют более короткий срок.

У нас есть институт под названием Пенсионный фонд, это как раз один из каналов конвертации накоплений в инвестиции. Но решение текущих бюджетных проблем приводит к тому, что уже в который раз мы видим заморозку пенсионных накоплений. Нам надо, наверное, более аккуратно относиться к расходам, снижать дефицит бюджета, чтобы не трогать этот инвестиционный канал.

— Вы в этом году ожидаете от чиновников каких-то решений в этом направлении?

— Мы с вами знаем про бюджетный цикл, он трехлетний. Поэтому любые процессы, которые сейчас запускаются, дадут эффект только через два-три года. И любые документы, которые сейчас рассматриваются в Государственной думе, связанные с фискальной сферой, они уже на 2017 год, на 2018 год, вот тогда начнут работать.

Елена Малышева
                   
Из выпуска от 22-06-2016 рассылки Газета.Ru - Первая полоса

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 81290.html

0

7

Россия в яме стабильности

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20160624144503_407880.jpg

Страна получила квитанцию за Крым, Донбасс и «стабильность». В квитанции — безработица, нищета и безнадега. Нефтедолларовая dolce vita закончилась. В России растут теперь только цены, налоги и коммунальные платежи, а падают доходы, покупательная способность и уровень жизни. 19 миллионов оказались за чертой бедности. При этом прожиточный минимум в Москве 14 413 рублей, а по России — 9452, а значит, огромное число тех, кто не входит в официальную «бедноту», едва сводят концы с концами. У 39% семей нет свободных денег, и все доходы идут только на продукты. Самое страшное, что эти люди не могут себе позволить не только вещи, но и лекарства. Почти 50% жителей страдают от структурного голодания. И это не предел! Кризис-то еще не закончился. Зато в правительстве ни одной отставки, в списках «Форбс» — ни одного банкротства, и количество долларовых миллионеров без изменений. «Сладку ягоду ели вместе, горьку ягоду я одна»?

Пропагандисты, конечно, пытаются припудрить неприглядную картину «результатами социологических опросов», убеждая, что 80% россиян считают себя счастливыми, 94% смотрят в будущее с оптимизмом, а 82% поддерживают политику президента. Но в это уже не верят даже самые отчаянные патриоты-оптимисты. Всеобщий ура-патриотический кураж сменило тяжелое похмелье, и вместо разговоров о России, встающей с колен, все чаще слышится присказка «хуже, чем в 90-е, не будет». Хуже — будет. В 1990-е народ душила только свободная рука рынка, а теперь к ней присоединится еще и сильная рука государства. Будут появляться все новые и новые налоги: на недвижимость, землю, транспорт, ценные бумаги, на все, что только можно. И все новые и новые бюрократические уловки, с помощью которых государство получит понемногу, зато со всех и ни за что. И все новые и новые строительства и проекты со стоимостью, завышенной на порядок или два, с помощью которых «элита» будет поддерживать свое благосостояние. И на каждом новом сборе, поборе и масштабном строительстве симпатическими чернилами будет выведено: «налог на Крым», «плата за сырьевую экономику и десятилетия бездарного ничегонеделания», «деньги для чиновников и силовиков».

То, что времена грядут тревожные, быстро понял средний класс, чуткий к переменам, так как есть что терять, и легкий на подъем — потому что имеет возможность уехать. С введением санкций его ряды сильно поредели: одни разорились, другие сбежали. Власть и до кризиса создала все условия, чтобы более-менее честный бизнес в России стал невыгодным. И даже санкции и обещания поддержать отечественных производителей ничего не изменили: у нас хорошо тем, кто ворует, и плохо тем, кто работает, а чем меньше бизнес, тем больше его обирают. А из-за антизападной риторики правительства многие предприниматели, имеющие дело с другими странами, еще и испугались, что в их адрес будут приниматься меры от запрета выезда до отнятия средств и собственности. Перестраховываясь, они находят убежище в Прибалтике, где легко получить вид на жительство, Европе, Азии и даже Латинской Америке. За последние годы из страны уехало столько экономических эмигрантов, что можно говорить об «экономическом пароходе». Многие покупают второе гражданство, немало тех, кто с принятием новых законов планирует отказаться от российского. (Вопросы, зачем нужны России такие граждане и стоит ли по ним плакать, выходят за рамки статьи.)

А что будет с теми, кто останется здесь? Покажутся ли им 90-е цветочками?

В 90-е у народа не было денег. Но и кредитов тоже не было. Сегодня в России около 38 миллионов банковских кредиторов, а это 59% трудоспособного населения (без учета должников полуподпольных микрокредитных организаций). Причем 8 миллионов имеют как минимум три кредита, а каждому шестому нечем выплачивать долг.

Больше половины взятых в 2016 году займов пошло на погашение старых. К тому же воспитанные на идеологии потребления люди не могут отказаться от кредитов даже в тяжелые времена. Обеднев и оставшись без работы, они по инерции продолжают набирать долги, чтобы на последние деньги купить технику или поездку на курорт. И еще больше увязают в финансовом болоте. Законы же приняты в интересах банков, а бездействие полиции и попустительство властей — на стороне коллекторов. Ведь что позволено банкам, не позволено простым смертным. Каждый год с помощью преступных банковских схем из страны выводятся миллиарды, и только в исключительных случаях дело доходит до судебного разбирательства. Но одно дело — выводить капиталы за рубеж и не возвращать в казну миллионные кредиты. Это почти безопасно. А другое — вовремя не отдать банку сто тысяч рублей. Правда, наконец-то принят закон о коллекторах, с 2017 года запрещающий применять совсем уж уголовные методы выбивания долга. Закон очень нужный, но уповать на законы можно в стране, где они соблюдаются. В России же они существуют для того, чтобы их обходить. Так что коллекторство переместится из легальной сферы в полуподпольную — вместо официальных банковских служащих к должникам будут приходить бритоголовые ребята, к банку как будто бы и не имеющие никакого отношения. Кстати, с недавнего времени судебным приставам разрешили списание банковских средств должников (и никого не волнует, если они вам нужны для жизненно важной операции или на вашу зарплату живет ваша многодетная семья, — банку деньги нужней). И чем больше будет расти кредитный долг населения, тем больше будет приниматься таких мер, чтобы помочь банкам вернуть деньги.

В 90-е, когда после развала СССР, «коммуналка» еще не успела взлететь, можно было не платить годами, откладывая счета до лучших времен. Не было никаких механизмов выбивания долгов, к тому же коммунальная сфера не была еще поделена между подрядчиками, многие из которых сегодня в руках тех же чиновников и их «дочек», только без всякой ответственности государства. Теперь должникам, просрочившим оплату за пару месяцев, приходят угрозы об отключении газа, света, воды и отопления, взыскания по суду (который в России всегда на стороне сильного) и отъема квартиры по закону. Власть, конечно же, обслуживает интересы управляющих компаний: увеличивает пени и упрощает процедуру взыскания. Пытаясь выкроить деньги из скудного бюджета, люди гадают: оплачивать «коммуналку» или погашать кредит. И принимают решение исходя из того, кого больше боятся: вымогателей-коммунальщиков или бандитов-банкиров. Всей стране воду и свет, пожалуй, не отключат, а вот точечные выключения и выселения обязательно начнутся. И в группе риска окажутся самые беззащитные. В моем подъезде свет отрезали пенсионерке, живущей с больным сыном, а «вежливая угроза» от жилищной службы пришла вдове инвалида Великой Отечественной.

Пока что россияне довольно сносно оплачивают счета, но, по мнению экспертов, в ближайшее время долги по коммунальным платежам станут массовыми и начнут расти в геометрической прогрессии. И уже заранее, предчувствуя выгоду, этим заинтересовались коллекторские службы (а на должников по ЖКХ новый закон о коллекторах, между прочим, не распространяется). Это, учитывая методы их работы, безусловно, пугает. На сайте Центра развития коллекторства появился отдельный раздел о выколачивании долгов по ЖКХ, где перечисляются методы работы с должниками: специальные сообщения в СМИ и распространение листовок; участие специалистов по взысканию задолженности в общих собраниях жильцов; законные угрозы, нестандартные варианты. От последнего пункта мороз по коже. Какие они, нестандартные варианты? Утюг? Паяльник? Спички под ногтями?

Еще одна примета времени, которой не было в 90-е, — сегодня никому никого не жалко. Молодой семье с ребенком нечем выплачивать валютную ипотеку? Родителям не расплатиться за учебу сына? Приходится продавать телевизор, машину или дачу, чтобы отдать кредит, который был взят, чтобы купить эти самые телевизор, машину или дачу? Не надо было брать у банка деньги! Нечем платить по счетам? Продавайте квартиру и покупайте ту, которая будет по карману! Нет денег на лечение или учебу? Идите работать! Нет работы? Сами виноваты! У людей нет ни сочувствия, ни солидарности. Не стоит также ждать акций протеста и митингов в поддержку тех, кто попал в долговую яму. Даже когда в этой яме окажется вся Россия. Полицейско-судебная система страхует наше правительство от любых народных возмущений.

По сути, карательный аппарат (от полиции и судов до банковских взыскательных структур) — это единственная сфера, в которой так или иначе присутствует государство. А что оно вообще делает для своих граждан? Растрачивает фонды, в том числе пенсионный. Сокращает расходы на все, что не связано с армией, внешней и внутренней. Уходит из социальной сферы, закрывая больницы, школы, детские сады, уничтожая дополнительное образование, отменяя льготы и сокращая и без того копеечные пособия. Только с 2001 до 2013 год в России закрылось 24 000 школ, 4800 больниц и 4800 поликлиник (данных после 2013 года на сайте Росстата нет, видимо, информацию решили «засекретить»).

Государство снимает с себя все обязательства по поводу будущего страны. Но тем не менее по-прежнему дорого обходится своему народу. В 90-е власть проедала советское наследство (такое богатое, что до сих пор кое-что осталось). В «нулевые» наживалось на ресурсах. Сегодня ей остается выжимать деньги из своих граждан. На это нацелена вся государственная вертикаль, вся властная система, от правительства до силовиков. А так как выжимать зачастую придется последнее, процесс будет жестоким и болезненным.

Елизавета Александрова-Зорина
                   
Из выпуска от 23-06-2016 рассылки Московский Комсомолец - свежий номер газеты

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 74703.html

0

8

"Запрос на справедливость"

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20160715161236_324362.jpg

Денег в бюджете нет. Нужно просто взять и разумно перераспределить те доходы, которые имеются. И за счет этого подтянуть уровень жизни россиян — к 2018 году. Таков смысл напутствия Владимира Путина совету по стратегии, который будет контролировать правительство. Про структурные реформы в экономике речи пока не идет.

В среду Владимир Путин провел в Кремле первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Функционал совета при президенте, как подтвердил Путин во вступительном слове, будет кардинально отличаться от недавно созданного совета при Алексее Кудрине, экс-министре финансов. Кудринский совет — экспертный, его задача — предлагать рецепты по выходу экономики из кризиса, а кремлевский совет — координатор тонкой настройки правительства. С соответствующими правами.

«Совет будет ставить задачи, определять способы их решения и контролировать ход реализации проектов», — отметил Путин.

Но и ответственность будет по чину — «размывать личную ответственность» не рекомендуется, отметил президент.

За каждым из приоритетных проектов закрепят по министру или даже вице-премьеру. «Я прошу это четко зафиксировать в нормативных документах», — дружелюбно обратился Путин к членам совета, после чего некоторые из них заерзали в креслах. Здоровье, наука, ипотека

Какие именно проекты будут объявлены приоритетными, стало понятно из списка выступающих: это главы Минздрава, Минстроя, Минобразования. При этом каждый из ответчиков по проектам выступил с развернутым докладом. Доклады были развернуты в сторону того, что вообще-то все не так уж и плохо.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова убеждала в росте доступности медицинских услуг. Скоро доступность и вовсе станет стопроцентной, когда «граждане России получат доступ к защищенному личному кабинету «Мое здоровье» на портале госуслуг».

Глава Минстроя Михаил Мень говорил о россиянах, активно скупающих квартиры по ипотеке. Но все равно строить жилья надо еще больше, говорил министр. Для стабилизации спроса на жилье необходимо продолжать снижать ставку по ипотеке. Инструментами для этого могут стать ипотечные ценные бумаги и коллективные инвестиции в строительство арендного жилья, добавил Мень.

К 2018 году, как надеется Мень, правительство выделит еще 15 тыс. га земли для строительства жилья на 2 млн семей. А пока министр обещал повысить прозрачность образования тарифов на услуги ЖКХ.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов тоже не ударил в грязь лицом по части масштабности и приоритетности своих проектов. Не менее 15 вузов России должны войти в список лучших 250 вузов мира — это однозначный приоритет, отметил Ливанов. Останется только отменить наконец-то то, чего добилась советская средняя школа: учебу во вторую смену.

К 2020 году российские университеты смогут привлечь 5 тыс. ученых, работающих «на переднем крае науки», и они обеспечат технологическое и интеллектуальное лидерство нашей страны, заверил Ливанов. В Россию уже вернулось более тысячи ученых, работающих на самом передовом мировом уровне.

«Публикационная активность» отечественных вузов удвоилась, сыпал локальными достижениями министр. Не навредили бы

Из выступлений министров, будущих ответчиков перед Кремлем, складывалось впечатление, что эти приоритеты уже почти выполнены. Такую активность в желании поскорее их реализовать демонстрировали министры. Причем задолго до избирательного цикла 2018 года и тем более до 2025 года — контрольного срока исполнения новых приоритетных задач. Президенту пришлось даже немного остудить порыв чиновников, чтобы не наломали дров.

«Использование проектного подхода не означает, что надо немедленно и радикально менять существующую систему управления.

Нам революции в этой сфере не нужны. Нужно все делать спокойно, взвешенно, рассчитать каждый шаг с тем, чтобы, как говорится, не навредить», — посоветовал Путин.

Представители бизнеса в совете продемонстрировали заметно меньше оптимизма. Сергей Катырин, глава Торгово-промышленной палаты, посетовал, что «на местах» возможности по снижению налоговой нагрузки на бизнес «не всегда реализуются с должной степенью результативности».

Для бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, ставку налога разрешено снижать с 6 до 1%. Но такая возможность реализована только в 22 из 85 российских субъектов.

Муниципалитеты не спешат снижать ставки по единому налогу на вмененный доход с 15 до 7,5%, хотя могли бы. Все ограничивается разговорами об улучшении инвестклимата, заключил Катырин. А глава РСПП Александр Шохин в качестве одной из мер проведения структурной реформы предложил вдвое снизить присутствие государства в экономике. Хотя бы на будущие десять лет. Денег нет, но жизнь продолжается

Но Путин настаивал на том, что результаты проектных усилий нужны быстрее. И чтобы общество понимало, что можно получить от властей. «Надо максимально четко и ясно сказать обществу, чего мы хотим добиться. И, конечно, ни в коем случае нельзя морочить людям голову подробным перечислением законов, мер, поручений. Граждане не это хотят услышать», — не уставал акцентировать Путин.

Совет премьера Дмитрия Медведева, адресованный крымским пенсионерам и, похоже, всей России, «денег нет, но вы держитесь» Кремлю не кажется приемлемым. Члены президентского совета сошлись во мнении, что бюджетные доходы сократились, дефицит бюджета может превысить 3%, поэтому оставшиеся средства не надо распылять по многообразным соцпроектам. Необходимо эффективно перераспределить имеющиеся доходы.

«Есть все возможности для того, чтобы уже в 2017 году переориентировать ряд расходов для того, чтобы встроить те приоритеты, которые реально нужны стране и реально нужны населению», — сказала на совете глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

«В отсутствие денег возрастает запрос на справедливость», — предупредила правительственный контролер, добавив, что президентскому совету придется продемонстрировать справедливое распределение ресурсов.

И тут же привела пример неоправданных расходов на создание информационных систем для министерств и ведомств. «Ежегодно на создание информационных систем федеральных органов исполнительной власти тратится 103 млрд руб.», — сообщила Голикова. Это видимая часть айсберга. Еще 90 млрд тратится на похожие проекты по линии Минкомсвязи. На что именно были направлены эти средства, Голикова не уточнила. Возможно, на информационное обеспечение отраслевых успехов.

Оперативное руководство советом Путин возложил на премьера Дмитрия Медведева. Президиум совета будет собираться под председательством премьера раз в месяц и контролировать правительство, то есть сам себя: хорошо ли выполняются приоритетные проекты.

Рустем Фаляхов
                   
Из выпуска от 15-07-2016 рассылки Газета.Ru - Первая полоса

http://subscribe.ru/digest/economics/mo … 91931.html

0

9

Экономика России в центре шторма

Так охарактеризовала текущую ситуацию первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на форуме «Территория смыслов» во Владимирской области. «Центр шторма — это такое состояние, когда все затихает. Когда выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре», — сказала Нестеренко

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/07/30/nesterenko.png
Первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко и министр финансов РФ Антон Силуанов Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

По словам замминистра финансов РФ, стабильность ситуации в стране поддерживается лишь резервами, которые без отсутствия реформ могут закончиться к концу следующего года. «Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы. Бюджетная сфера — наш главный внутренний вызов», — цитирует замминистра ТАСС.

Ее заявление Business FM прокомментировал старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Михаил Субботин.

Михаил Субботин
старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН

«При нынешней ситуации не видно ни малейшей перспективы. То есть, мы живем, проедая то, что было накоплено в тучные годы. Эта ситуация была ясна в начале 2014 года. История с санкциями и с ростом военных расходов только усугубила ситуацию. Уже и в 2012 году было понятно, но в 2014-м уже было совершенно очевидно, что в ситуации роста оборонных расходов, в ситуации санкций — очень тяжелая история, связанная, в первую очередь, с кредитами, и очень тяжелая инвестиционная ситуация внутри страны. Потому что с инвестиционным климатом, с посадками предпринимателей и так далее никто особо вкладываться не хочет. Не хочет, не может, боится — назовите, как хотите. Ситуация, при которой начали просто наращивать налоговое бремя на население, с отказом от пенсии, с введением неявных налогов типа платежей на капремонт — все это вместе означает, что зажимается внутренний спрос. Значит, у вас одновременно нет притока внешних инвестиций, и зажимается внутренний спрос. Откуда, спрашивается, взяться выходу из кризиса? Поэтому было совершенно очевидно, что дальше вопрос времени, сколько веревочке не виться, конец будет. Честь и хвала Нестеренко, что она, наконец, брякнула в колокол, что на самом деле ситуация чрезвычайно опасная».

Первый замминистра финансов также заявила о необходимости искоренения бедности: «Не может страна расти высокими темпами, если есть серьезное расслоение в обществе и если есть бедные граждане. Нам нужно действовать и создавать условия, чтобы бедность искоренить как факт».

При этом Нестеренко считает, что «необходимо любыми путями увеличивать трудоспособный возраст». На это, по ее словам, «должна быть нацелена пенсионная и социальная политика, политика в образовании и социальной сфере».

https://www.bfm.ru/news/329742

0

10

45% россиян оценили ситуацию в экономике страны как плохую

В январе доля россиян негативно оценивающих состояние экономики составляло 54%

Доля россиян, негативно оценивающих экономическую ситуацию в РФ, с января снизилась с 54% до 45%, сообщает фонд «Общественное мнение».

Тех, кто называет обстановку удовлетворительной, напротив, стало чуть больше — 45% против 41% в начале года. Хорошей ее считают 6% (в январе — 3%), показал опрос, проведенный 23-24 июля среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ, передает «Интерфакс».

По мнению 42% россиян, в последнее время экономическая ситуация в стране ухудшается. В обратном уверены 13% опрошенных. Не заметили никаких изменений в этой области 35% респондентов. Затруднились ответить 9%.

По данным опроса, за последний год произошли изменения к лучшему в семейных доходах 21% респондентов. О негативной тенденции в семейном бюджете сказали 39% респондентов. Еще 40% сказали, что ничего из перечисленного с их доходами не произошло.

В целом совокупный доход семей 11% россиян за последний год увеличился, в семьях 36% — уменьшился, у 51% — практически не изменился. По мнению 44% россиян, в ближайший год совокупный доход их семьи практически не изменится. На то, что он увеличится, надеются 16%. В обратном уверены 17%, а 23% затруднились ответить.

В то же время, по словам 57% россиян, расходы их семьи за последний год увеличились. Каждый десятый (11%), наоборот, сказал, что они уменьшились. Менее трети (30%) изменений не заметили. В ближайший год 48% россиян ожидают увеличения своих семейных расходов, 8% — уменьшения, 26% изменений не ждут.

https://www.bfm.ru/news/329694

0