Дискомфорт или деградация: почему безболезненных санкций не бывает

Станислав Фурта,
профессор ВШФМ РАНХиГС

Сильное государство способно пережить любые санкции и международную изоляцию? Расскажите об этом жителям Северной Кореи, Ирана и Кубы

Война санкций

Два года Россия живет в условиях экономической войны. Первые санкции против Российской Федерации были введены США в марте 2014 года в связи с событиями на Украине и присоединением Крыма к России. В санкционный список сначала попали 11 российских чиновников, потом к санкциям присоединились страны Евросоюза, а затем санкции распространили на ряд российских компаний и, по сути дела, на целые отрасли экономики. В ответ Российская Федерация ввела контрсанкции против стран Запада, начало которым положено в августе 2014 года в связи со вступлением в силу указа президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Экономическая война с тех пор не прекращается. Каковы ее последствия?

Первое время российская власть декларировала незначительность санкций для российской экономики, уповала на импортозамещение и то, что Запад одумается. «Санкции — это обоюдоострое оружие, безусловно, оно доставляет дискомфорт Российской Федерации, но также оно наносит ущерб и предпринимателям и экономике тех стран, которые играют в эти санкционные игры», — заявлял тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Спустя два года стало понятно, что экономическая война будет длиться долго, а пострадает в ней в первую очередь Россия. Появились первые трезвые оценки экономических потерь от введения санкций. По расчетам первого заместителя министра экономического развития России Алексея Лихачева, из-за санкций российская экономика только в 2015 году потеряла около 1,5% от ВВП, или примерно $25 млрд. Аналитики Центра Сулакшина (Центра научной политической мысли и идеологии) дают еще более драматическую оценку (примерно $140 млрд за весь период) с учетом косвенных факторов.

Голод и разруха в Корее

Россия — далеко не первое государство, попавшее в международную изоляцию и столкнувшееся с экономическими санкциями. И общее правило таково: экономика, конечно, приспосабливается к новым условиям, но при этом неуклонно деградирует. Изоляция и экономический рост — понятия взаимоисключающие.

Ярчайший пример — Корейская Народная Демократическая Республика, государство-изгой. Один из последних эпизодов санкционной политики против Северной Кореи — резолюция Совета Безопасности ООН №2094, принятая после осуществления КНДР испытания ядерного оружия 12 февраля 2013 года. Был составлен список товаров двойного назначения, которые могут использоваться как в гражданской, так и в военной сфере, запрещенных к ввозу в Северную Корею, существенно сужены возможности страны в области международного экономического сотрудничества и привлечения инвестиций. Например, резолюция не позволяет северокорейским банкам открывать новые отделения на территории государств — членов ООН. Достаточно сложно сказать, насколько именно этот санкционный виток повлиял на экономику Северной Кореи, поскольку государство с 1960-х годов не публикует в открытых источниках никакой статистики, а оценки экспертов не являются абсолютно достоверными.

Именно закрытость северокорейской экономики долгое время удерживала США от лоббирования тотальных экономических санкций против КНДР, поскольку их считали неэффективными. И надо сказать, голода в стране новый санкционный виток не вызвал, во всяком случае в таких масштабах, как в период 1995–1999 годов, который на специфическом сленге северокорейских политиков назывался «Трудный поход» и унес, по некоторым оценкам, до 3 млн жизней. Кстати, причиной этого голода стали прекращение внешней экономической помощи со стороны бывшего СССР и Китая, стихийные бедствия, обрушившиеся на страну, ну и, разумеется, неэффективная политика ее руководства.

На сей же раз Китай поддержал резолюцию ООН на словах, а на деле продолжал экономическое сотрудничество с КНДР, торгуя за наличные деньги или с использованием бартерных схем. Китай очень заинтересован в стабильности на своих границах, и с этой точки зрения падение нынешнего северокорейского режима в результате разрухи для него крайне невыгодно. Поэтому санкции против КНДР оказались не столь эффективными. Что бы произошло, присоединись Китай к эмбарго против Северной Кореи всерьез, можно только догадываться. Тем не менее безобидными для Северной Кореи санкции тоже не оказались. Несмотря на национал-коммунистическую идеологию чучхе, КНДР на протяжении всей своей истории предпринимает попытки реформирования экономики с внедрением квазирыночных отношений. Нынешние же санкции привели к тому, что и эти робкие попытки застопорились. В частности, затормозилось развитие созданного в 2002 году промышленного региона Кэсон. Те немногие западные компании, которые отваживались на инвестиции в северокорейскую экономику ранее, начали отказываться от своих планов. Так, немецкая гостиничная сеть «Кемпински» отказалась от участия в управлении знаменитым пхеньянским отелем «Рюген».

Обнищание Ирана и Кубы

Другое государство, находившееся в течение многих лет под давлением экономических санкций, — Иран. Формальная причина та же — национальная ядерная программа. Отношения Ирана с Западом резко испортились после исламской революции в 1979 году. И практически с момента своего возникновения в новом статусе Исламская Республика Иран вела экономическую войну. В 1987 году США запретили любую торговлю с Ираном, правда, в 1995 году были сделаны некоторые послабления.

Санкции запрещают экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямые иностранные инвестиции в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также финансовые транзакции. 23 января 2012 года Евросоюз в ходе совместного заседания министров иностранных дел стран-участниц ввел всеобъемлющие торговые санкции против Ирана, в результате которых страна практически потеряла возможность экспортировать нефть в страны Европы (в 2012 году экспорт нефти в страны ЕС снизился на 78%). Это был жестокий удар по экономике Ирана, потому что, по разным оценкам, нефтяные доходы составляли до введения санкций до 90% валютной выручки страны. С начала 2012 года Иран был отключен от системы SWIFT и оказался в финансовой изоляции. Уже в 2013 году Израиль, один из яростных региональных противников страны, оценивал экономические потери Ирана от введения санкций в $170 млрд, далее ежегодные потери составляли около $40 млрд. За годы санкций ВВП Ирана упал на 20%, а ВВП на душу населения — с $12 тыс. до $6 тыс. Только в начале 2016 года, после того как Иран пошел на уступки по поводу своей ядерной программы, санкции были частично сняты.

Рекордсмен по длительности санкций — Куба, непокорный сосед США. Экономическая блокада острова со стороны Соединенных Штатов продолжается более 50 лет. Санкции были введены в 1960 году, когда Куба экспроприировала собственность американских граждан и корпораций; в 1962 году санкции были ужесточены до уровня почти полного эмбарго. Экспорт сахара — основная и почти единственная опора экономики Кубы, поэтому отмена льготной квоты на импорт сахара со стороны США ее обрушили. Выросли внутренние цены на топливо, поскольку прекратились поставки и переработка нефти на американских предприятиях, бывших монополистами в торговых отношениях с Кубой. Был установлен негласный бойкот на приобретение запасных частей для кубинской промышленности, которая была оснащена почти на 100% американской техникой. Как результат — разруха, карточная система и дефицит товаров народного потребления, приведший к масштабному исходу населения, несмотря на репрессии со стороны властей.

Правительство Кубы рассматривало санкции, введенные против страны, как акт геноцида. По его оценкам, сделанным в 2010 году, ущерб от блокады за все время составил $104 млрд, а с учетом обесценения доллара по отношению к золоту в период с 1961 года — $975 млрд.

Только начиная с 2008 года, когда Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, требовавшую снятия эмбарго с Кубы, политика США претерпевает некоторые изменения. Эти изменения приводят к тому, что в апреле 2009 года было принято решение отменить введенные администрацией президента США Джорджа Буша ограничения на поездки на Кубу и на денежные переводы со стороны проживающих на материке кубинцев своим родственникам. Постепенная эволюция политики США в сторону смягчения завершилась официальным визитом президента Барака Обамы в Гавану 22 марта 2016 года, но эмбарго продолжает действовать.

Безобидных санкций не бывает, поскольку так или иначе все государства вовлечены в мировой экономический оборот. В той или иной степени они ведут к деградации экономики той страны, на которую направлены, что бы ни декларировали первые лица.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/economics/25/03/2016/56f509a89a794797aacab343?from=typeindex/opinion