Россияне продолжают брать кредиты даже без денег

По словам эксперта ВШЭ Ивана Родионова, это обусловлено прессингом по отношению к коллекторам: люди не боятся залезать в долги

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/02/19/tass_377684_1.jpg
Фото: Никита Крючков/ТАСС

Россияне беднеют, но берут кредиты. Банки отмечают аномальное для января оживление кредитования. Объем выданных кредитов наличными в январе вырос на 141% по сравнению с январем прошлого года, объем автокредитов — на 93%, кредитов в торговых сетях — на 62%, упала только ипотека. Такие данные приводят «Ведомости» со ссылкой на данные консалтинговой компании Frank RG.

Однако за кредитами россияне бегут на фоне того, как их реальные доходы сильно упали — именно в январе. По данным Росстата, по сравнению с декабрем реальные располагаемые доходы, то есть доходы минус обязательные платежи с поправкой на инфляцию, упали более чем на 50%. Почему россияне не боятся брать кредиты, несмотря на то что их доходы резко снижаются, и насколько это может быть опасно?

Иван Родионов
профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ

«Действительно, денег стало меньше, это понятно. С другой стороны, такая явная кампания сейчас против коллекторов. То есть люди поняли, что, если они возьмут кредит, платить не будут, то ничего страшного не произойдет. Я думаю, что это такие иждивенческие настроения. Человек ведь может затянуть пояс на какой-то определенный период, фактически он их на полтора года уже затянул — половина 2014-го и весь 2015-й. Сейчас им хочется что-то купить, и это совпало с явлением, что кредит можно брать, а гасить — это Пушкин погасит. Люди осознали, что прошел 2014-й, неудачный, 2015-й — неудачный, но другой-то жизни у них не будет. С другой стороны, обратите внимание, что в нашей стране традиционно эти потребительские кредиты возвращались намного лучше, чем в других странах, намного лучше. И уровень невозврата был все время не очень высокий, то есть нам в этой части еще расти и расти. С другой стороны, надо иметь в виду, что за всех тех, кто не вернет, заплатят те, кто вернет. Ставка будет выше, условия будут жестче — это просто опять одна часть общества кормит другую».

Логика россиян, которые в этой ситуации стали больше брать в кредит, объяснима. Но с другой стороны, банки стали строже оценивать заемщиков, отмечает директор по продажам инвестиционно-банковского блока банка ФК «Открытие» Марк Рубинштейн.

Марк Рубинштейн
директор по продажам инвестиционно-банковского блока банка ФК «Открытие»

«Безусловно, на фоне снижения доходов, если норма потребления не снижается, то идет дополнительное заимствование, использование заемных средств. Другое дело, что такой аномальный рост некоторых видов кредитования в январе не соответствует той ситуации, которая сейчас существует на рынке кредитования, когда заемщики банками оцениваются сейчас значительно более строго, и подходы к кредитованию значительно ужесточились».

Ранее о нетипичном увеличении кредитного портфеля в январе заявил глава ВТБ24 Михаил Задорнов. Он высказал две версии причин происходящего: «В январе люди, выйдя из отпуска и увидев колебания рубля, решили купить товары, при этом частично подкрепив свои сбережения кредитами. Вторая версия: люди не могут долго сокращать свои расходы сильнее, чем падают их доходы».

В декабре прошлого года опрос ВЦИОМ показал, что 49% россиян жаловались на ухудшение материального положения.

http://www.bfm.ru/news/315910