Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Россияне в кризис перешли ...

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

В России выросли продажи «борщевого набора»

Екатерина Бурлакова

Из-за кризиса в 2015 году выросли продажи овощей из «борщевого набора» — картофеля, свеклы, капусты, моркови, следует из данных исследовательской компании GfK. Это значит, что россияне стали чаще готовить дома

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/7/56/754539947364567.jpg
Фото: Lori

Полюбили макароны

В России просело потребление многих продуктовых групп, в частности морепродуктов (на 24,9% год к году в натуральном выражении), рыбы (на 13%), говядины (на 12,1%), мясных деликатесов (на 8,2%), следует из данных исследования международной компании GfK, предоставленных РБК. Исследование охватывает период с сентября 2014-го по август 2015 года. Оно основано на данных потребления 10 тыс. домохозяйств в сельской и городской местности России, в каждом из которых установлен прибор, читающий штрих-коды. Приходя домой с покупками, участники исследования сканируют штрих-коды всех купленных товаров.

Есть и продукты, которые, напротив, в кризисное время стали покупать больше. Самой быстрорастущей категорией стала бакалея. По данным GfK, продажи этой категории по отношению к аналогичному предыдущему периоду выросли на 5,1% в натуральном выражении и на 24,1% в денежном. Рост продаж бакалеи означает, что люди в кризис из-за снижения покупательной способности стали больше готовить дома и делать заготовки в целях экономии, комментируют аналитики GfK.

В бакалейной группе самыми быстрорастущими товарами стали мука (ее продажи в натуральном выражении год к году выросли на 13,5%), сухие приправы (7,9%), макароны (6,9%), сахар (4,7%). Рост продаж бакалейной группы РБК подтвердили и аналитики исследовательского холдинга «Ромир». По их данным, он составил 7% в натуральном выражении. «Потребление дорогих продуктов в кризис сокращается, поскольку часть населения старается минимизировать свои расходы, но растет потребление относительно дешевых и питательных продуктов, — объясняет аналитик исследовательской компании BusinesStat Ольга Шипилова. — Также больше людей начинают готовить дома: несмотря на рост цен на продукты, приготовленная дома еда обойдется дешевле, чем в кафе и ресторанах».

2015 год в цифрах

На 8% снизился оборот розничной торговли в 2015 году по сравнению с 2014-м

16% россиян заявили, что им сократили заработанную плату, а 12% — что ее начали задерживать

43% россиян регулярно следят за изменением курса рубля

76% своего месячного дохода тратит средний россиянин

3–4 года, по мнению большинства россиян, продлится нынешний кризис

Только 20% в 2015 году заявили, что не собираются отказываться от запланированных покупок. В 2014 году таких было 49%

23% россиян отметили отсутствие отдельных привычных товаров на полках магазинов в 2015 году

На 23% увеличился оборот в магазинах-дискаунтерах в стоимостном выражении в 2015 году по сравнению с 2014 годом

37% россиян озабочены ростом цен, 24% — экономической нестабильностью. В то же время коррупцией обеспокоены только 4% населения, преступностью — 1%, проблемами политики и власти — 1%

Источник: GfK


Представитель «Дикси» Екатерина Куманина подтверждает, что сеть отмечает «желание покупателей больше готовить дома, а также делать традиционные заготовки». «Например, осенью прошлого года существенно вырос спрос на банки для консервирования и ингредиенты для засолки и варки варенья», — говорит она.

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/09/754540070453092.jpeg

Онлайн-опрос международной исследовательской компании Nielsen, в котором в ноябре 2015 года приняли участие 9,7 тыс. респондентов из 32 стран Европы, в том числе из России, показал, что россияне еще и любят готовить. На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?» 20% россиян ответили, что им нравится готовить (против 18% среди всех европейцев). Основатель компании Elementaree (доставляет на дом свежие продукты с инструкциями по их приготовлению) Ольга Зиновьева тогда объяснила это РБК и кризисом. «Сейчас в интернете появляется все больше кулинарных видеокурсов, кулинарные передачи по телевидению становятся более востребованными, — рассказывала Зиновьева. — Доходы населения падают, поэтому люди отказываются от ресторанов и начинают готовить дома. У нас в стране невысокий доход на душу населения, поэтому не все могут найти хобби, которое не требует больших материальных вложений. Приготовление пищи — самый простой выход».

Экономия на ресторанах

Общепиты недосчитались гостей

Как отмечается в исследовании Nielsen, проведенном в сентябре 2015 года среди тысячи жителей российских городов-миллионников, 47% граждан стали экономить на походах в кафе и рестораны. К примеру, количество людей, посещающих японские рестораны хотя бы раз в месяц, снизилось с 36% в 2014 году до 27% в 2015-м, итальянские — с 32 до 25%, кофейни — с 63 до 53%.

Кроме того, 49% опрошенных сообщили, что с начала года ни разу не были в барах (в прошлом году таких было 28%), ночные клубы не посещали 62% (годом ранее — 45%), а в пабы не ходили 46% (в прошлом году — 32%).

Цены выше — фастфуд ближе

Отказ от посещения развлекательных заведений и предприятий общепита сами респонденты объяснили сокращением доходов и выросшими ценами на блюда и алкогольные напитки. К примеру, самый значительный рост цен, по мнению россиян, произошел в барах и пабах, приемлемыми цены остались на фастфуд, а также в столовых и закусочных.

Экономим на десертах и вине

При посещении общепита, как отмечается в исследовании, россияне стали экономить на десертах, а при покупке напитков в ресторанах — на вине. Если в декабре 2014 года в итальянских ресторанах заказывали сладкое 24% посетителей, то в сентябре 2015-го таких было всего 15%; вино выбирали (в декабре 2014 года) 22% посетителей, в сентябре 2015-го — только 15%. Однако, как отмечается в исследовании, доля гостей, выбирающих минеральную воду и горячие напитки (чай, кофе) немного выросла. Что касается баров, то на стабильном уровне потребления среди напитков осталось пиво.


Борщ экономкласса

Другой заметной тенденцией, отмеченной аналитиками GfK, стал резкий рост потребления в 2015 году так называемого «борщевого набора» из недорогих овощей. В категории овощей, по данным GfK, по итогам года с августа 2014-го по август 2015-го больше всего выросло потребление капусты (рост на 10% в натуральном выражении), свеклы (8,9%) и картофеля (6,1%), следует из данных GfK. Аналогичный тренд показало и исследование «Ромира» по итогам 2015 года. Основатель и президент группы «Белая Дача» (производитель упакованных овощей и салатов) Виктор Семенов подтвердил РБК рост спроса на продукты, из которых можно готовить дома. «Спрос сместился в сторону более дешевой продукции, у нас больше стали покупать недорогой салат айсберг, винегреты, свекольные спагетти. Сейчас мы стали готовить китайскую капусту, чего раньше не делали», — отметил Семенов.

Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group рассказал РБК, что доля капусты в объемах продаж категории «фрукты-овощи» увеличилась с 7,74% в 2014 году до 10,1% в 2015-м, доля картофеля выросла с 38,7 до 39,9%, и только доля свеклы существенно не изменилась.

Цены на овощи из «борщевого набора» в 2015 году снизились, об этом свидетельствуют данные Росстата. Судя по ценам расширенной корзины Росстата по итогам декабря 2015 года, в России в прошлом году вообще подешевело всего шесть продуктов: картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, свекла и мясо кур. Больше всего — на 25,3%, до 19,91 руб. за килограмм — упала цена на картофель. Гендиректор FruitNews Ирина Козий раньше объясняла это РБК хорошим урожаем. Так, по данным Минсельхоза, в прошлом году в России собраны рекордные за последние годы урожаи картофеля — 33,6 млн т картофеля (на 15,9% больше среднего показателя за предыдущие пять лет) и овощей — 16,1 млн т (на 12,3% больше, чем за предыдущие пять лет).

При участии Анны Левинской

http://www.rbc.ru/business/28/01/2016/5 … a8440167c1

0

2

Россияне в кризис перешли с твердого сыра на плавленый

Екатерина Бурлакова

Из-за падения доходов населения и роста цен россияне в 2015 году сократили потребление твердых сыров на 10%, следует из данных исследовательского холдинга «Ромир». При этом на 12% выросло потребление плавленых сыров

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/8/40/754534036735408.jpg
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Распробовали плавленый сыр

В 2015 году потребление твердых сыров по сравнению с 2014-м в объеме упало на 10% за счет снижения частоты покупок, а потребление плавленых сыров, напротив, выросло на 12% за счет притока новых покупателей, показали данные исследований «Ромира», предоставленные компанией РБК. Исследование «Ромира» основано на данных потребления 10 тыс. россиян: его участники сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой.

Из-за падения доходов населения и роста цен в России в 2015 году впервые за последние годы на 2–3% снизилось потребление молочных продуктов, говорит председатель Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко. По его словам, больше всего россияне экономят на наиболее дорогих продуктах — творожках, йогуртах и сырах. На сыры помимо растущих цен повлияло и введенное Россией в 2014 году эмбарго: под запрет попали, в частности, европейские сыры. Экономия вынудила потребителей перейти на более дешевые виды сыра, прежде всего на плавленый сыр, поясняет Даниленко.

Тенденцию подтверждают и крупнейшие производители плавленых сыров: «В связи со значительным ростом цен на полутвердые и твердые сыры, а также изменением привычного для потребителей ассортимента сыров, доступных в продаже, мы действительно наблюдаем изменение объемов потребления сыров различных категорий, — говорит представитель «Валио» (ТМ Viola). — По нашим данным, падение в объемах потребления твердых сыров составило около 6% [в 2015 году], тогда как категория плавленых сыров, практически не показывавшая динамики в прежние годы, растет: около 14% в объемном выражении за год».

http://i73.fastpic.ru/big/2016/0130/b3/a4f3d3386b38fb29c4035d3d4bd4bfb3.jpg

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей 39 крупнейших ретейлеров России, Ксения Бурданова подтвердила смещение спроса в сторону более дешевых молочных и молокосодержащих продуктов. «Члены нашей ассоциации наблюдали этот тренд в течение 2015 года: из-за сложной экономической ситуации, из-за падения доходов населения спрос на молочные продукты смещается от относительно дорогих в сторону более дешевых, — рассказывает она. — В частности, есть смещение спроса от твердых сыров в сторону сырных продуктов, плавленых сыров».

При этом в течение года, если верить Росстату, цена на плавленые сыры росла быстрее, чем на твердые и мягкие сыры. Средняя цена 1 кг твердого или мягкого сыра за год увеличилась на 7,7% и в декабре 2015-го составила 418,6 руб., а плавленый сыр подорожал на 17,7%, до 278,8 руб. за килограмм. Однако разница в цене между твердым и плавленым сыром по-прежнему существенна: плавленый дешевле примерно на треть.

http://i67.fastpic.ru/big/2016/0130/07/d467691275ab856692e4f83aedc62b07.jpg

Что стали есть

Согласно последнему исследованию РБК.research, проведенному в феврале—марте 2015 года, из-за падения доходов населения, роста цен и продуктового эмбарго уже тогда 36,5% россиян сократили покупки сыров и других сырных продуктов, еще 27% россиян решили экономить на их покупке. При этом после исчезновения с российского рынка сортов европейских производителей 40% опрошенных россиян были вынуждены перейти на отечественные сыры, следует из данных исследования.


Вместо импорта

Падение спроса происходит на фоне резкого снижения импорта — за 11 месяцев 2015 года в деньгах импорт твердого сыра упал на 56,8%, до $462,5 млн, следует из данных Центра международной торговли Москвы. В натуральном выражении импорт снизился на 42,3%, до 111,7 тыс. т. При этом импорт плавленых сыров сократился в денежном выражении на 95,1%, до $2,3 млн, а в натуральном — на 94,6%, до 570 т.

Введение ограничений на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США в августе 2014 года стимулировало развитие внутреннего производства сыров и сырных продуктов в России, говорится в исследовании Союзмолока. За 11 месяцев 2015 года производство сыров и сырных продуктов в России выросло на 20,2%, до 535 тыс. т, следует из данных Союзмолока. В частности, производство плавленых сыров увеличилось на 5,6%, до 94 тыс. т.

По данным компании «Карат», крупнейшим игроком на рынке плавленых сыров в России в 2015 году был Рязанский завод плавленых сыров с долей 20% в объеме продаж в федеральных сетях. На втором месте находился «Хохленд рус» (бренд Hochland) с долей 18%, на третьем — «Лакталис» (бренд President) с долей 9%. Долю своей компании генеральный директор «Карата» Павел Розенфельд оценил в 8%, долю компании Valio (бренд Viola)  — в 5%. По его словам, сейчас на рынке есть и другие игроки, которые активно наращивают долю в производстве плавленого сыра. В их числе, например, компании «Ястро» (бренд Rockler) и «Первая линия» («Сыробогатов»).

У некоторых крупнейших игроков продажи росли даже быстрее рынка. Так, продажи плавленых сыров компании «Карат» в 2015 году выросли на 68% в натуральном выражении, рассказал Розенфельд. Однако частично этот рост объясняется эффектом низкой базы, пояснил он: «В 2014–2015 годах «Карат» активно возвращал свою долю, потерянную в связи с кризисом управления предприятием в 2012–2013 годах. В 2015-м мы провели ребрендинг и переодели оригинальную линейку ретросыров («Дружба», «Янтарь», «Волна», «Шоколадный») в технологичную упаковку с современным дизайном».

http://www.rbc.ru/business/21/01/2016/5 … 4457a3b5ff

0

3

Россияне в кризис перешли со свинины и говядины на индейку

Екатерина Бурлакова

Из-за девальвации рубля и падения доходов россиян падают импорт мяса и его потребление. Но менее традиционным для России категориям мяса кризис сыграл на руку: производство индейки в 2015 году выросло на треть

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/2/80/754531744000802.jpg
Выращивание индейки в птицеводческом комплексе, Ленинградская область
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Кому без мяса хорошо

Из-за снижения доходов населения потребление мяса в России уже два года снижается: в 2015 году оно по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 3%, до 10,3 млн т, в 2014 году — на 2%, хотя до этого начиная с 2009 года непрерывно росло. По некоторым видам мяса падение особенно заметно: например, говядины в 2015 году россияне стали покупать примерно на 10% меньше, рассказал РБК президент мясного совета Единого экономического пространства Таможенного союза Мушег Мамиконян. Потребление мяса падает на фоне девальвации рубля и резкого снижения импорта: за 10 месяцев 2015 года, по данным Центра международной торговли Москвы, импорт мяса и субпродуктов упал на 31,5%, до 921 тыс. т. В деньгах импорт упал еще больше — на 42,7%, до $2,5 млрд.

http://i75.fastpic.ru/big/2016/0130/3c/ca4483ce3da5591707d04b86843bf43c.jpg

Но есть и мясные категории, которым спад импорта сыграл на руку. В последнее время растет производство «нетрадиционных видов птицы» — индейки, утки, гусей, ответил представитель Минсельхоза на запрос РБК. Самый большой прирост показала индейка: производство в 2015 году, по данным Минсельхоза, увеличилось на 34,9%, до 205 тыс. тонн. Всего за последние 10 лет, по оценке аналитического агентства Global Reach Consulting (GRC), производство индейки выросло в 8 раз (см. график). Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин подтверждает рекордный рост производства индейки в 2015 году, но обращает внимание на низкую базу. Юшин напоминает, что 10 лет назад Россия выпускала «смешные» 28 тыс. т этого мяса, с тех пор потребление индейки в стране выросло с 200 г на человека до 1,5 кг в год. Есть куда расти и дальше: потребление индейки в США — 9 кг на человека, в Великобритании — 7 кг, в Европе — 4–5 кг, приводит данные Юшин.

Почему сокращается рынок мяса

По данным «Ромира» за первое полугодие 2015 года, средний чек (не очищенный от инфляции) на мясо по сравнению с аналогичным периодом 2014 года вырос на 29%. При этом частота покупок мяса сократилась на 5%. Раньше картина была другой: так, в первом полугодии 2014 года потребление мяса увеличилось на 11%. Рост цен и снижение спроса на мясо Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации объясняет в первую очередь девальвацией рубля и падением доходов потребителей, а не продовольственным эмбарго, действующим с августа 2014-го. «Просто доходов у населения нет, вот оно и экономит на мясе, — говорил он. — А объемы поставок мяса из Европы начали снижаться еще до эмбарго».


Важная птица

«Лет восемь назад все смеялись, никто ничего не хотел про индейку слышать. А сейчас все кому не лень занимаются индейкой. Мы раскачали рынок», — уверен основатель крупнейшего в России производителя индейки «Евродон» Вадим Ванеев. В 2003 году Ванеев запустил первое в стране крупное промышленное производство индейки. Сейчас «Евродон» производит почти 20% всей индейки в России: его предприятия в 2015 году выпустили 37,6 тыс. т в убойном весе. К началу 2017 года инвестиции в производство, по словам Ванеева, достигнут 30 млрд руб. В 2014 году (более свежих данных нет) выручка основного предприятия группы ООО «Евродон», по данным СПАРК, выросла на 14,2%, до 4,75 млрд руб., чистая прибыль составила 333 млн руб.

Несколько лет назад индейкой решили заняться и другие крупные мясопереработчики. В 2012 году свои проекты производства индейки независимо друг от друга начали основатель группы «Черкизово» Игорь Бабаев и его двоюродный брат Наум Бабаев. Компания «Дамате», основанная в 2012 году Наумом Бабаевым, стала вторым крупнейшим производителем индейки в России. В 2015 году компания выпустила 34,7 тыс. т индейки в убойном весе.

http://i74.fastpic.ru/big/2016/0130/cf/6c2394badfd2abc86217138ef6818bcf.jpg

«Черкизово» в 2012 году подписало соглашение о создании в Тамбовской области совместного предприятия с испанской Grupo Fuertes. «Мы уже входим в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины и продуктов мясопереработки, — говорил тогда «Эксперту» генеральный директор «Черкизово» Сергей Михайлов. — Сейчас наша задача — стать лидером и на быстрорастущем рынке мяса индейки». Партнеры решили построить интегрированное предприятие полного цикла, включающее всю производственную цепочку от выпуска комбикорма до убоя и переработки. Мощность комплекса должна составить 40–50 тыс. т продукции в год с возможностью дальнейшего увеличения. Объем инвестиций — более 7 млрд руб. Первая продукция «Тамбовской индейки» поступит в розницу уже к концу лета 2016 года, рассказала представитель «Черкизово» Марина Каган.

В последние годы было заявлено еще около 50 небольших проектов по производству мяса индейки, говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев, хотя большинство из них так и не было реализовано.

Ванеев отмечает, что процесс выращивания индейки длительнее, чем курицы: 105–140 дней против 38 дней, но рентабельность производства индейки выше. Раньше Ванеев говорил, что по своим проектам закладывает срок окупаемость в 10 лет. По данным журнала «Эксперт», группа «Черкизово», запуская свой проект производства индейки, ориентировалась на рентабельность по EBITDA выше 30%. Общая рентабельность по скорректированной EBITDA в птицеводстве у «Черкизово» в 2014 году составила 24%.

Вместо свинины и говядины

Индейка перестает быть нишевым продуктом, ассортимент продуктов из нее с каждым годом существенно расширяется, и в некоторых супермаркетах она уже занимает отдельную полку, считает Альберт Давлеев. Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») подтверждает рост спроса на индейку. В супермаркетах торговой сети «Перекресток» продажи индейки в 2014 году увеличились на 30%, в 2015-м — на 20%, говорит представитель Х5. В итоге доля индейки в продажах всей мясной категории сети «Перекресток» выросла с 13% в 2014 году до 20% в 2015-м.

http://i73.fastpic.ru/big/2016/0130/bb/64b4c354ae63d29bab8779c60d22e4bb.jpg

Высокая доля продаж и большой ассортимент индейки характерны именно для формата супермаркетов, поскольку это довольно дорогой продукт, отмечает Сергей Юшин: стоимость филе грудки индейки в супермаркете обычно начинается от 400 руб./ кг, а филе куриной грудки — от 250 руб./кг, приводит цифры Юшин. У «Дикси Групп» в супермаркетах «Виктория» представлено 11 наименований продукции из индейки, а в дискаунтерах «Дикси» — только 4. При этом конкурирует индейка скорее не с курицей, а с более дорогими говядиной и свининой, которые начала заменять в кризис, считают Давлеев и Мамиконян.

Утка на взлете

Впечатляющими темпами растет производство не только индейки, но и других «нетрадиционных видов птицы» — уток и гусей, отметил представитель Минсельхоза на запрос РБК. Так, производство утки в 2015 году выросло на 12,7%, до 124 тыс. т. Основной прирост обеспечил крупнейший производитель в категории — ростовская компания «Донстар», входящая в группу «Евродон» Вадима Ванеева. Она выпустила 24 тыс. т в 2015-м. Остальные 100 тыс. т произвели относительно небольшие компании и хозяйства, уточняет представитель «Донстара». К примеру, объем производства татарстанского фермерского хозяйства «Рамаевское» составляет 2,2 тыс. т в год, алтайской «Чикен-Дак» — 1,9 тыс. т, Птицефабрики Гайской из Оренбургской области — 1,7 тыс. т.

Вадим Ванеев делает масштабные инвестиции и в индейку, и в утку. Так, осенью 2015 года стало известно, что «Донстар» планирует вложить 13 млрд руб. в новое производство утки в Раменском районе Московской области. Проектная мощность нового комплекса составит 30 тыс. т, уточнил Ванеев РБК. «Я всегда говорил, что верю в утку больше, чем верил в индейку. Но признаюсь: я тоже не ожидал, насколько этот продукт окажется сложным для промышленного производства. Мы до сих пор отлаживаем некоторые процессы», — цитировала Ванеева пресс-служба «Евродона» в середине января.

Несмотря на существенный рост производства мясо утки по-прежнему сложно найти в магазинах, отмечает Сергей Юшин, а если она и продается, то в основном в магазинах высокой ценовой категории. При этом утка довольно популярна у рестораторов, поскольку входит в состав многих популярных блюд.


http://www.rbc.ru/business/19/01/2016/5 … 97dac13a30

0

4

Настоящая инфляция: как и на чем экономит средний класс

Анастасия Якорева, Анфиса Воронина

54% россиян теперь могут себе позволить купить только еду и предметы первой необходимости. Для среднего класса жизнь по докризисным привычкам подорожала на треть. РБК изучил, как изменилась реальная потребительская корзина

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/1/89/754538244026891.jpg
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Опубликовано в журнале РБК №2 за 2016 год

В 2015 году цены, по данным Росстата, выросли на 12,9%, а годом раньше — на 11,4%. Выше 12,9%, зафиксированных официальной статистикой в прошлом году, инфляция с 2003 года поднималась лишь однажды — в 2008 году (тогда она составила 13,3%). При этом доходы людей снижаются. Фактические зарплаты падают второй год: в ноябре 2015 года россияне получали только 91% от того, что годом раньше. Средний по стране реальный располагаемый доход — 30 699 руб., или $394,7 по курсу на 17 января 2016 года.

Официальная бедность стремительно растет: доходы ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, получают 20,3 млн человек (14,1%) — это 13 городов размером с Новосибирск, или 24,5 Краснодара. Размер прожиточного минимума — 9673 руб. Больше бедных — и в количественном, и в процентном выражении — в России в последний раз было в 2006 году. Даже в 2008 и 2009 годах цифры были ниже сегодняшних.

Если спросить людей, на что им хватает денег, больше половины (54%) ответят, что они могут себе позволить покупать лишь еду или предметы первой необходимости. Годом раньше таких было 48%. Доля обеспеченных — тех, кто может себе позволить купить как минимум новый автомобиль, — теперь только 13% (еще в 2013 году таких было 18%), свидетельствует исследование Финансового университета.

http://i65.fastpic.ru/big/2016/0130/08/4127f604e33cbcc335d6fdb451f7e408.jpg
https://www.thinglink.com/card/74887807 … l-76cae8ce

В столицах — Москве и Санкт-Петербурге — цены выросли еще сильнее, чем в среднем по стране: на 14,2 и 13,2% соответственно. Однако если низкодоходная группа (по классификации «Ромир» — меньше 30 тыс. руб. на члена домохозяйства в Москве) вынуждена была повышать свои расходы вслед за инфляцией, то у среднего класса было больше возможностей для маневра. В результате потребительская корзина среднего класса сильно изменилась, расходы сократились, и критическим стал не размер официальной инфляции, а изменение качества жизни.

РБК решил составить реальную потребительскую корзину среднего класса и оценить настоящую инфляцию для жителей городов-миллионников. Опираясь на статистику сервиса учета личных финансов Easy Finance и социологической компании «Ромир», мы определили ежедневные траты и сбережения семьи из среднего класса и посмотрели, как они изменились в 2015 году по сравнению с относительно благополучным 2013-м. Потом мы посчитали, во что обошлось бы представителю среднего класса сохранение привычек сытых лет (подробнее о методике — см. врез «Как мы считали»).

Для московской семьи среднего класса прежняя жизнь в 2015-м обошлась бы почти на 30% дороже, чем в 2013-м, показали расчеты РБК: пришлось бы тратить 3,9 млн руб. в год вместо 3 млн. Правда, на деле этого не произошло. Годовой бюджет снизился до 2,6 млн руб., причем, чтобы сохранить хотя бы часть трат, среднему классу пришлось больше брать в долг: расходы на проценты по кредитам выросли аж в 4 раза. Данные Easy Finance по остальным городам-миллионникам отличаются в абсолютных значениях, но в целом повторяют московскую тенденцию.

Но средний класс — в тех же ножницах, что и остальные потребители: доходы не растут или даже падают, а цены увеличиваются. Поэтому, как и остальные, белые воротнички изменяют привычки и сокращают покупки. Экономия на привычных раньше тратах — теперь новая привычка: представители среднего класса сокращают расходы на еду, одежду и обувь, путешествия, еду вне дома, обслуживание автомобиля. Они покупают меньше и выбирают более скромные товары. Неизменными остаются лишь траты на детей и медицинское обслуживание.

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/49/754539852002494.png

Как мы считали

Данные о структуре потребительской корзины среднего класса мы получили у сервиса для планирования личных финансов Easy Finance. Выборка по Москве — 940 пользователей, из них более 70% — семьи.

«Ромир», опираясь на Росстат, относит к среднему классу в Москве семьи с доходом 30–45 тыс. руб. на члена домохозяйства, в России в целом — 
20–35 тыс. руб.

Учитывая, что, согласно переписи населения 2010 года, среднее домохозяйство в России состоит из 2,6 человека, для расчетов мы использовали доход семьи в 78–300 тыс. руб. для Москвы, соответственно подняв верхнюю границу диапазона на 183 тыс.руб., и в 52–91 тыс. руб. — для России.

За эталон взята структура потребления в Москве, поскольку структура потребления в других 14 городах-миллионниках при меньшем доходе повторяла эти пропорции с отклонением в пределах 1%.

Для подсчета стоимости корзины-«призрака» 2013 года в 2015 году (то есть суммы, которую представитель среднего класса потратил бы в 2015 году, если бы оставил свою потребительскую корзину неизменной по сравнению с 2013 годом) мы также пользовались структурой потребительской корзины, предоставленной Easy Finance. Чтобы определить подорожание, мы пользовались данными Росстата по средним потребительским ценам на товары и услуги (выборка 659 товаров по Москве).

Совместив данные Easy Finance и Росстата, мы посчитали увеличение расходов на еду, взяв средний рост по тем категориям, которые, согласно данным «Ромира», больше всего покупали представители среднего класса в 2013 году (овощи, фрукты, мясо, птица, конфеты, деликатесы и т.д.). Также на основе данных Росстата мы считали увеличение стоимости расходов на домашнее хозяйство, связь, ТВ и интернет, домашних животных, досуг и отдых.

По части категорий, на которых пользователи в большинстве случаев не экономят (например, детские товары и лекарства), мы брали реальные расходы 2015 года. Аналогичным образом поступали и с «неизбежными платежами» — налогами, сборами, оплатой штрафов, процентов по банковским кредитам.

По части категорий, данных по которым не было в Росстате и явно попавших «под нож», — подарки, материальная помощь, развлечения, книги — мы взяли данные относительно «сытого» 2013 года. Кроме того, по части категорий (одежда, электроника и др.) для расчетов помимо данных Росстата использованы дополнительно данные и экспертные оценки Y Consulting, «Яндекс. Маркет» и «Туту.ру».


http://www.rbc.ru/research/money/28/01/ … 6feacd01b3

0

5

Более 60% россиян в кризис стали экономить на новой одежде

Екатерина Бурлакова

В режиме экономии живет уже более 70% россиян, следует из данных онлайн-опроса исследовательской компании Nielsen в четвертом квартале. Больше 60% респондентов экономили на новой одежде, почти 40% — на ежегодном отпуске

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/6/62/754533716205626.jpg
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

В режиме экономии живет 71% россиян, годом ранее их доля составляла 62%, следует из данных международной исследовательской компании Nielsen за четвертый квартал 2015-го. В регулярном онлайн-опросе компании в ноябре 2015 года приняли участие более 30 тыс. потребителей из 60 стран мира, из них около 2% пришлось на Россию. Аналитики Nielsen еще не обработали данные своего глобального опроса в четвертом квартале 2015-го, но предоставили данные российского опроса.

Доля «экономных» россиян выросла и по сравнению с третьим кварталом 2015-го: с 68% в третьем до 71% в четвертом. Больше стали экономить на одежде (в четвертом квартале экономили 62% против 59% в третьем), ежегодном отпуске (39% против 30%), алкоголе (о переключении на более дешевые бренды в четвертом квартале заявили 30% против 26% в третьем).

Данные Nielsen коррелируют с показателями исследования поведения среднего класса «Потребительский индекс Иванова» Sberbank CIB. По данным экспертов Sberbank CIB, в четвертом квартале 2015-го доля россиян, которые перешли на более дешевые товары, достигла рекордных 70%.

Параллельно увеличивается и доля россиян, ощущающих кризис. Так, в четвертом квартале 2014 года 60% российских респондентов Nielsen признали, что российская экономика находится в кризисе, в четвертом квартале 2015-го такой ответ дали уже 81% россиян, причем почти половина респондентов — 48% — не ждет его окончания в 2016 году.

http://i66.fastpic.ru/big/2016/0130/1e/2f5c1625ad08f0008ee0bf9b63cc3b1e.jpg

Национальная экономика — фактор, который вызывает самую большую озабоченность у опрошенных россиян, свидетельствуют данные Nielsen. Самые популярные ответы на вопрос «Какая причина вызывает у вас наибольшую обеспокоенность?» — это национальная экономика (этот фактор выбрали 17% респондентов), растущие цены на еду (14%) и война (12%). Аналитики Nielsen отмечают, что война в опроснике представлена как абстрактный фактор, не привязанный к конкретному военному конфликту.

В целом индекс потребительского доверия в России, который постоянно отслеживает Nielsen, снизился с 79 пунктов в четвертом квартале 2014 года до 74 пунктов в третьем квартале 2015-го и удержался на этом уровне в четвертом квартале. Nielsen рассчитывает свой индекс исходя из трех показателей — оценки потребителями их перспектив на рынке труда и уровня финансового благополучия в ближайший год и готовности тратить деньги. Для сравнения: по итогам третьего квартала индекс потребительского доверия в России был сопоставим с аналогичным показателем в Латвии (74 пункта) и Испании (75). Самые высокие показатели тогда продемонстрировали Таиланд (111), Индонезия (116) и Филиппины (117).

Индекс потребительской уверенности, который подсчитывает Росстат, в четвертом квартале 2015 года по сравнению с третьим кварталом снизился на 2 п.п., до минус 26%. Для последнего квартала года это худшее значение с 2000-го.

http://www.rbc.ru/economics/21/01/2016/ … 7cd73d8459

0

6

На дешевые товары перешли 70% россиян

Евгений Калюков

Три четверти покупателей в российских магазинах выбирают покупки, исходя в первую очередь из цены, следует из исследования Sberbank CIB. Почти половина приходит в магазины только за товарами, на которые есть скидки

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/7/53/754513841488537.jpg
Фото: Виталий Невар/ТАСС

Несмотря на возобновившееся падение курса рубля, россияне не начали скупать продукты и непродовольственные товары «про запас», отмечают аналитики Sberbank CIB. В отличие от декабря прошлого года россияне не пытаются спасти рублевые сбережения от девальвации в магазинах: они сокращают расходы даже в период предновогодних распродаж.

Проведенное Sberbank CIB исследование «Потребительский индекс Иванова» показало, что доля россиян, которые перешли на более дешевые товары, достигла рекордных 70%, утверждают авторы. Для небывало высокого числа покупателей главным критерием при выборе товаров стала низкая цена.

Sberbank CIB оценил стоимость празднования Нового года на одного человека в 7 тыс. руб., что на 1,4% меньше уровня 2014 года, причем перед праздником россияне теперь посещают больше магазинов, чем раньше, чтобы найти более выгодную цену.

«Чувствительность к уровню цен достигла абсолютного максимума в 75%, и покупатели стремятся выбирать более выгодное предложение. Если в 2014 году в этих целях они посещали магазины 2,3 торговых сетей, то в этом году число сетей увеличилось до 2,6», — отмечается в отчете Sberbank CIB.

Аналитики особо отметили рост, что покупатели стали чаще заходить в магазины крупных торговых сетей («Ашан», «Лента», «Магнит» и так далее) в поисках товаров, продаваемых в рамках рекламных акций. Почти половина клиентов (44%) сейчас приходит в магазины исключительно за такими товарами.

Уверенный переход населения России на сберегательную модель поведения, о котором ранее сообщало Министерство экономического развития, согласно прогнозам Sberbank CIB, приведет к ухудшению результатов операционной деятельности ретейлеров.

«Мы прогнозируем слабые результаты, так как слабая динамика чека не будет компенсирована притоком трафика. Давление на выручку может сохраниться и в первом квартале 2016 года, что негативно отразится на отношении инвесторов к акциям сектора», — отмечается в отчете аналитиков.

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/21/754513839248212.jpg

По прогнозам Sberbank CIB, выручка «Магнита» в 2015 году вырастет на 24,6% против плановых 25,5–26,5%, группа «Дикси» выполнит свой прогноз в 16–20%, показав рост в 19,1%, X5 Retail Group должна показать выручку на уровне консенсус-прогноза, а «О'кей» может немного не дотянуть до собственного прогноза роста в 6%, показав рост выручки на 5,6%.

Согласно опубликованным ранее данным Росстата, в ноябре 2015 года оборот розничной торговли сократился в годовом исчислении на 13,1%, что стало худшим результатом за последние 20 лет. При этом продажи непродовольственных товаров, на которых люди экономят в первую очередь, снизились сразу на 14,6%.

http://www.rbc.ru/business/29/12/2015/5 … 8471dc22d1

0

7

Рост цен на 195%: что подорожало сильней всего за последние два года

Екатерина Бурлакова, Анна Дерябина

Инфляция в декабре 2015 года к декабрю 2014-го составила 12,9% — самый высокий показатель с 2008 года. Среди лидеров подорожания — чеснок, перец, замороженные овощи, орехи и сухофрукты

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/5/67/754536530858675.jpg
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Эффект низкой базы

Из порядка 500 товаров и услуг, которые входят в расширенную корзину Росстата, самый впечатляющий рост показывают дешевые. Так, больше всего за 2014–2015 годы подорожал валидол. За два года его стоимость увеличилась втрое и составила в конце 2015 года 32 руб. за 10 таблеток. Противомикробные капли «Сульфацетамид» (20%, 5 мл) выросли в цене в два с половиной раза, до 72,3 руб., а ртутный медицинский термометр подорожал более чем вдвое, до 71,7 руб.

Валидол и ртутный термометр раньше входили в список жизненно важных лекарств, цены на которые регулируются государством, однако в конце 2014 года они были исключены из перечня, рассказывал РБК в июле прошлого года тогдашний директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. «Эти препараты вывели из системы контроля за ценами, — говорил он. — Это привело к тому, что производители, дистрибьюторы и аптеки смогли установить на них такие цены, какие захотели».

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/88/754536612424884.jpg

Кроме того, цены на дешевые препараты всегда растут быстрее, чем на дорогие, говорит генеральный директор консалтинговой компании DSM Group Сергей Шуляк: «В частности, стоимость логистики одинакова и для дорогих, и для дешевых препаратов, но если она растет, то на дешевые препараты цены приходится поднимать сильнее».

Производители не могут сильно поднимать цены на дорогие препараты, поскольку спрос на них и так небольшой, поэтому поднимают цены на дешевые, считает генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов: «Повышение цен на категорию дешевых товаров не является критичным для потребителя, отсюда и рост». За два года «Колдрекс», например, подорожал на 25,4%, до 305,6 руб. Упаковка «Линекса» за этот же период выросла в цене на 29,4%, до 203,9 руб.

За 2015 год цены на медикаменты выросли на 22,8%.

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/18/754536656997180.jpeg

Эффект импорта

Сразу после медикаментов по темпам роста цен идут продовольственные товары — в 2015 году они прибавили 20,2%. По итогам последних двух лет больше всего дорожают продукты, попавшие под эмбарго. К примеру, за это время рекордно взлетела цена на орехи — более чем вдвое, до 586,5 руб. за килограмм. В России традиционно любимыми были фундук и миндаль, а они импортные на 100%, объясняет гендиректор FruitNews Ирина Козий. После введения санкций из России ушли орехи из США и Испании, которые обеспечивали основной объем импорта. В результате качество продаваемых в России орехов сильно упало, говорит Козий: «В магазинах продаются орехи, которые раньше использовались только для переработки».

Вдвое подорожали и сухофрукты — по той же причине. Средняя цена килограмма сухофруктов в декабре достигла 333,6 руб., что на 101% больше, чем в 2013 году, и на 63% — чем в 2014 году. Основными поставщиком инжира и изюма является Турция, а чернослива — страны Южной Америки, Франция, США.

В 2015 году Россия ввела санкции в отношении Турции, которая была одним из крупнейших поставщиков цитрусовых, обеспечивая 12,8% поставок апельсинов и 15% — мандаринов. Запрет на их импорт отразился на цене: за год апельсины подорожали на 47,6% (по мандаринам Росстат статистику не приводил). В начале января финансовый директор крупнейшего российского ретейлера «Магнит» Хачатур Помбухчан говорил, что турецкие мандарины можно заменить марокканскими, но они дороже на 30%.

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/99/754536612424999.jpg

По данным Росстата, гречка была лидером роста цен начиная с 2014 года: в июне 2015 года ее цена по отношению к июню 2014 года подскочила на 91%, до 67 руб. за килограмм, на слухах о неурожае в Алтайском крае. За второе полугодие цена выросла ненамного — до 70,4 руб. «Во второй половине года отраслевых факторов для роста цен на гречку и другие зерновые не было», — объясняет гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. Если цена немного и выросла, то это связано прежде всего с ослаблением курса рубля и общей неопределенностью на рынке.

Эффект урожая

На шесть товаров цена за год упала — на картофель, лук, морковь, свеклу, капусту и мясо кур. Особенно впечатляющее снижение цен показал картофель: его средняя цена за год упала более чем на 25%, а за два года — на 14%, до 19,9 руб. за килограмм. Это вполне объяснимо, говорит Козий: в 2015 году был собран рекордный за последние несколько лет урожай овощей. По данным Минсельхоза, в 2015 году в России собрано 16,1 млн т, что на 12,3% выше среднего уровня за последние пять лет. Производство картофеля растет намного быстрее, чем его потребление. Так, в 2015 году потребление составило 62 кг картофеля на душу населения в год, а производство — 220 кг, говорит аналитик Союза производителей овощей Сергей Травкин. В результате из-за перепроизводства цена на картофель падает. Заметно выросла доля российского картофеля, добавляет председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов: «Сейчас все больше потребителей, которые выбирают более дешевый товар, часть людей стали делать покупки реже, поэтому и сети вынуждены закупать товар, обращая внимание на цену». Судить о цене картофеля по декабрю надо с осторожностью: в первом квартале цена немного вырастет, когда станет понятно, сколько картофеля осталось в хранилищах и насколько хорошо он сохранился, тем более что самих хранилищ в России традиционно не хватает, предупреждает эксперт.

http://www.rbc.ru/business/24/01/2016/5 … edc53eb2d7

0

8

Россияне в кризис перешли с шоколада на пряники и печенье

12 фев, 19:48

Екатерина Бурлакова

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/01/754552941035016.jpg
Фото: Набатов Юрий/ТАСС

Из-за падения доходов и девальвации рубля россияне в 2015 году снизили потребление шоколадных изделий, зато стали есть больше печенья, пряников и вафель, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen

В категории кондитерских изделий в 2015 году сильнее всего упали продажи шоколада, следует из данных исследовательской компании «Nielsen Poccия», предоставленных РБК. По сравнению с 2014 годом продажи шоколадных изделий снизились на 3% в натуральном выражении, что объясняется ростом цен и снижением покупательской способности россиян. «Шоколад — это не предмет первой необходимости, поэтому его потребление сокращается», — поясняет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. Эту статистику подтверждает международная исследовательская компания Euromonitor International. По ее данным, продажи шоколада и шоколадных конфет в России в 2015 году в натуральном выражении сократились на 3,1%, до 716,6 тыс. т.

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР),   потребление шоколадных изделий упало еще сильнее — на 8,4%, до 3,99 кг в год на человека. Исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина объясняет это тем, что в первую очередь россияне отказываются от дорогих, в частности импортных, продуктов. В 2015 году импорт шоколада и продуктов, содержащих какао, упал на 27,6%, следует из расчетов Центра международной торговли Москвы, основанных на статистике Федеральной таможенной службы.

Падение спроса на шоколад оказалось выгодным для производителей мучных кондитерских изделий: продажи печенья, пряников и вафель выросли в 2015 году на 6, 7 и 9% соответственно в натуральном выражении, следует из данных Nielsen. В денежном выражении продажи печенья увеличились на 21%, пряников — на 24%, а вафель — на 25%.

Изменения в предпочтении россиян объясняются фактором цены, говорит Гламазда. По данным Росстата, килограмм печенья в России в январе в среднем стоил 140 руб., пряников — 118 руб., а шоколада и шоколадных конфет — 752 руб. и 570 руб. соответственно. Темпы роста цен на шоколад и шоколадные изделия в течение года были заметно выше, чем на пряники и печенье. В то время как шоколад в среднем подорожал на 33,5%, стоимость пряников выросла только на 16%.

Увеличение продаж мучных кондитерских изделий длительного хранения РБК подтвердил и основной владелец АО «Кондитерское объединение «Любимый край» (производитель печенья и пряников под ТМ «Посиделкино» и «Оранжевое солнце») Дмитрий Костыгин. Крупнейшие производители шоколада и шоколадных конфет в России — «Объединенные кондитеры» (ТМ «Красный октябрь», «Рот Фронт» и «Бабаевский»), Mars Inc (Mars, Snickers, Twix, Milky Way, Dove, «Коркунов» и др.), Ferrero Group (Ferrero Rocher, Kinder) не ответили на запросы РБК.

Аналитики Nielsen также отмечают существенное увеличение продаж печенья под частными марками торговых сетей. В 2014 году частные марки ретейлеров по продажам в натуральном выражении впервые обогнали лидера рынка — марку «Юбилейное» международной компании Mondelez Int. По данным Nielsen, в 2014 году доля частных марок составила 18,7 против 15,8% у «Юбилейного». В 2015 году на продукцию ретейлеров пришлось уже 21,1% рынка, а доля «Юбилейного» сократилась до 15,6%. Представитель компании Mondelez не ответил на вопросы РБК. «Россия — критически важный для нас рынок, в десятке самых значимых, а в категориях печенья и шоколада — это одна из самых важных для нас стран», — говорила глава Mondelez Int. Айрин Розенфельд в интервью РБК в ноябре 2015 года.

http://www.rbc.ru/business/12/02/2016/5 … 7777d173f0

0

9

Россияне в кризис переключились с масла на маргарин

5 июл 2015, 19:42

Ирина Жаворонкова

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/72/754361100218721.jpg
Фото: Lori

Производство маргарина в России в 2014 году выросло на 13%, в 2015 году оно превысит 1 млн т. Часть продукции съедают в России вместо масла, но производители зарабатывают и на экспорте, который вырос на 15% за год

Маргариновая держава

Россия в 2014 году начала активно наращивать производство маргарина — в прошлом году оно выросло на 13%, до 933 тыс. т, свидетельствуют данные крупнейшего европейского исследовательского агентства Oil World (специализируется на рынке масличных сельхозкультур и продуктов их переработки).

Причиной роста производства в России стало продовольственное эмбарго, в результате которого был ограничен импорт животных жиров и молочной продукции, уверен старший аналитик Oil World Артем Серженко. Импорт сливочного масла в Россию сократился только с января по апрель 2015 года на 71% (данные Еврокомиссии).

Вторая причина процветания маргариновой отрасли — сокращение покупательной способности российского населения. На фоне сокращения доходов и роста цен вырос спрос на маргарин со стороны производителей пищевых продуктов, в состав которых входили сливочное или растительные масла, отмечает аналитик BusinesStat Анна Анисимова. «Вырос и спрос со стороны населения — это объясняется ростом объемов выпечки, приготовленной в домашних условиях: люди стали чаще есть дома. Кроме того, маргарин для некоторых стал доступной заменой сливочного и растительных масел», — утверждает она.

Эту тенденцию заметили и в НМЖК — одной из крупнейших российских маргариновых компаний (занимает около 14% рынка). «В последние годы рынок фасованных маргаринов сокращался — по нашему мнению, в связи с изменением потребительских привычек: люди меньше готовили дома, покупали больше готовой продукции, в том числе выпечки. В этом году ситуация изменилась, и рынок показывает небольшой рост. Мы связываем это с сокращением реальных доходов населения: люди меньше ходят в кафе, покупают меньше готовой выпечки, предпочитают готовить дома, говорит директор бизнес-направления В2С НМЖК (бренды «Хозяюшка», «Сливочник») Алексей Орлов.

По словам Орлова, маргарин в России является товаром — заменителем подсолнечного масла и спрос на него каждый раз увеличивается в кризисные годы. «Поэтому, когда на подсолнечное масло растет цена, потребители переключаются на маргарин. Мы наблюдаем такое движение в периоды резкого роста цен на подсолнечное масло, что происходило в 2008, 2011, 2014 годах. В конце прошлого года цена на подсолнечное масло резко выросла — соответственно, люди стали больше потреблять маргарин», — говорит Орлов.

Еще одной растущей категорией маргариновых продуктов являются спреды (раньше их называли «мягкое масло», состоят из смеси молочных и растительных жиров). По словам первого заместителя генерального директора «Русагро» Сергея Трибунского, в этом сегменте активно растут продажи в пачках, это также признак того, что потребитель использует его как масло, указывает он.

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/87/754361213797879.jpeg

Рост производства также произошел из-за увеличения экспорта маргариновой продукции. В 2014 году впервые объем российского экспорта превысил объем импорта, свидетельствуют данные Oil World. Экспорт маргариновой продукции в 2014 году составил более 95 тыс. т, увеличившись на 15,1% по сравнению с прошлогодними результатами, к этому привела девальвация рубля, а также сокращение производства на Украине из-за политических и экономических проблем, отмечают аналитики ID-Marketing. По данным Oil World, Украина в прошлом году сократила производство на 4%, до 269 тыс. т.

В январе–мае 2015 года рост производства маргарина в России продолжился: оно выросло на 12% по сравнению с тем же периодом 2014 года, говорит Серженко (в прошлом году рост был 4%). По итогам года темпы, скорее всего, сохранятся, считает аналитик, тогда как мировой рынок маргариновой продукции расти не будет.

Лидер рынка

Ретейлеры также заметили рост продаж маргарина. В 2014 году они выросли почти на 6% по сравнению с 2013 годом и достигли 27,5 млрд руб., свидетельствуют данные исследовательского агентства BusinesStat. Из-за изменения покупательских предпочтений и роста спроса на маргарин и спред продажи этих товаров действительно выросли, подтверждает менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилевская, не называя цифр.

В магазинах сети X5 Retail Group продажи маргарина и спредов в прошлом году выросли на 2,5% по сравнению с 2013 годом, сообщили РБК в пресс-службе сети, а за первые полгода 2015-го — уже на 9%. При этом продажи сливочного масла сократились на 3%. А вот у «Дикси» спрос на маргарин и спреды не изменялся последние два года, и продажи этих продуктов за первые полгода 2015 года соответствуют динамике двух предыдущих лет, говорит представитель торговой сети Екатерина Куманина.

Крупнейший производитель маргарина и маргариновой продукции в России — это «Солнечные продукты» (входит в ГК «Букет», бренды «Россиянка», «ГОСТ», «Жар-печка», занимает 34,3% рынка). Единственным владельцем компании «Солнечные продукты», согласно базе СПАРК, является Владислав Буров. По данным журнала Forbes, первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин до 2009 года был совладельцем двух масложировых комбинатов и холдинга «Солнечные продукты», но вышел из бизнеса, продав свою долю за 350 млн руб. «Солнечные продукты» в 2014 году — лидер роста среди всех российских производителей маргарина: компания отчиталась о росте производства на 20%, продажи в натуральном выражении выросли на 5,4%, а экспорт — на 25,5%. В компании не смогли оперативно прокомментировать результаты.

34,3% российского рынка маргарина занимает компания «Солнечные продукты», 17,5% — Евдаковский МЖК (входит в ГК «Благо», бренды «Благо», «Подворье»), 14,2% рынка — НМЖК, «Жировой комбинат» — 9,1% рынка (входит в «Русагро» экс-сенатора Вадима Мошковича), 8,6% — «Эфко».


Россия — второй по размеру производитель маргарина и маргариновой продукции (в том числе спредов) в мире. Главный поставщик маргарина на мировой рынок — Пакистан, который произвел в прошлом году 990 тыс. т, сократив выпуск почти на 2%. Третья — Индия, 888 тыс. т (+8,6%).

http://www.rbc.ru/business/05/07/2015/5 … 54dcb4b0ce

0