Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Общество без мнения, или опросы как тест на лояльность

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Комментарий: Общество без мнения, или Поиски философского камня

Новые рекордные рейтинги Путина вызвали оживленную дискуссию. Можно ли их обсуждать всерьез? Есть ли общественное мнение при авторитаризме? Социолог Игорь Эйдман специально для DW.

http://www.dw.com/image/0,,17116780_303,00.jpg

Социологи пытаются исследовать общественное мнение везде, где им удается проводить массовые опросы. Однако оно есть не в любом обществе. Общественное мнение появляется при определенном уровне свободы и культуры, а убивают его страх и тотальная пропаганда. Было бы бессмысленно опрашивать крепостных крестьян об их отношении к барину или советских граждан времен большого террора о том, что они думают о советской власти.

Опросы как тест на лояльность

Такие опросы просто зафиксировали бы социальные установки, предписанные властью. Но собственно общественного мнения, которым принято считать совокупность индивидуальных позиций по тем или иным вопросам, в этой среде, естественно, быть не могло. И в современном мире общественное мнение есть не во всех странах. Его нет, например, в КНДР или у аборигенов Андаманских островов, живущих в каменном веке.

http://www.dw.com/image/0,,18848149_404,00.jpg
Игорь Эйдман

Современная Россия - несвободная страна. Здесь очень многие люди боятся или не умеют высказывать и даже для себя формулировать мнение, отличное от господствующего.

То, как респонденты отвечают при опросах, это зачастую не результат их личного выбора, а навязанные властью суждения, которые они просто транслируют, как радио - голос диктора. Многие, если не большинство участников, воспринимают любой политический опрос как некий тест на лояльность, что-то типа экзамена на политграмотность в СССР.

Страх и соцопросы

Некоторые мои знакомые в личных беседах признаются, что, читая оппозиционные тексты в Faсebook, боятся их лайкать или комментировать. "Ведь мы же в России живем", - поясняют они. Такие люди не станут откровенно рассказывать социологам о своей политической позиции. Они или откажутся от участия в опросе, или смягчат свою позицию, чтобы не выглядеть открытыми противниками государственной политики.

Такое поведение достаточно распространено в современном российском обществе. Это одна из причин того, что опросы не отражают реальную картину общественных настроений. Страх делает невозможным адекватное исследование общественного мнения. Тотальная пропаганда исключает возможность его формирования.

Пропаганда vs. тотальная пропаганда

Пропаганда, конечно, существует везде. Критична для существования общественного мнения тотальная пропаганда, возможная только при монополизации государством основных каналов доставки информации (как это стало в путинской России с телевидением). Такая монополизация позволяет проводить масштабные кампании промывания мозгов, убивающие индивидуальные мнения и замещающие их коллективным "одобрям-с" любых действий властей. По меткому определению пионера массовых опросов в СССР Владимира Шляпентоха, социологи в авторитарном обществе ищут несуществующее общественное мнение, как средневековые алхимики - философский камень.

То, что общественного мнения в России больше нет, демонстрирует, например, быстрое и радикальное изменение декларируемых взглядов респондентов после начала государственной кампании по разжиганию ура-патриотической истерии в 2014-2015 годах. По данным "Левада-центра" , до ее начала, в январе 2014 года хорошо относились к США 43%, к Евросоюзу 51%, к Украине 66%, а плохо 44%, 34% и 26% опрошенных соответственно. За год интенсивного промывания мозгов число людей симпатизирующих США, ЕС и Украине сократилось в разы: до 13% , 20% и 24%, а тех, кто к ним относится негативно, тоже радикально выросло - до 81%, 71% и 64% соответственно.

А ведь за это время не Украина и ЕС напали на Россию и захватили, например, Кубань, а Россия аннексировала украинский Крым. Отвергнув "проклятый Запад" и братьев-украинцев, люди резко возгордились своей державой. По данным американского Pew Research Center, сегодня гордость за страну испытывают 63% россиян по сравнению с 29% в 2013 году.

Насколько эти перемены результат личной реакции респондентов на произошедшие события, а насколько - следствие промывания мозгов, понять нельзя. Но само наличие в обществе страха и тотальной пропаганды обесценивает данные опросов, как наличие допинга в крови спортсмена - любое его достижение, вне зависимости от того, насколько сильно ему помогло запрещенное средство.

Что помогают понять опросы

Так что же в реальности исследуют социологи в России? Не общественное мнение (которого нет), а демонстративное поведение людей при участии в опросах. Такие социологические исследования не имеют прогностической ценности. Как только страх и пропаганда исчезнут (или сменят вектор), мнение людей радикально изменится. Так было в России, например, после начала перестройки.

Тем не менее, опросы могут быть интересны как зеркало государственной пропаганды, отражающее то, какими хотели бы видеть общественные настроения нынешние власти. Например, большинство респондентов (61% - данные Pew Research Center) решили сейчас, что "отдельные части соседних стран принадлежат России". Это означает, что общество на всякий случай готовят к возможности новых территориальных захватов, по крайней мере, такая перспектива соответствует государственному идеологическому мейнстриму.

Подобные опросы примечательны еще и тем, что фиксируют значительное число людей (от 10% до 20%), открыто демонстрирующих свое несогласие с властью. Это - только верхушка айсберга. Большинство несогласных в нынешних условиях вряд ли готовы публично заявлять о своей оппозиционности. Таким образом, поведение респондентов в России не показывает, что путинский режим в действительности так прочен, как принято считать.

Автор: Игорь Эйдман, социолог, публицист, автор книг "Социология интернет-революции", "Новая национальная идея Путина"

Дата 14.11.2015

Автор Эйдман Игорь

http://dw.com/p/1H5HS

0

2

Директор "Левада-центра": Почему россияне считают Меркель женщиной года

Канцлер Германии оказалась первой в рейтинге "женщин года", составленном на основе опроса "Левада-центра". Как это сочетается с восхищением Путиным, DW рассказал социолог Лев Гудков.

http://www.dw.com/image/0,,18925820_303,00.jpg
Ангела Меркель (фото из архива)

Участники репрезентативного опроса "Левада-центра" должны были указать, кого они считают "женщиной года" и "человеком года". Возможные варианты ответов не предлагались. Лидером рейтинга "женщина года" оказалась канцлер Германии Ангела Меркель, разделившая первую строчку со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. "Человеком года" вновь стал Владимир Путин, отмечает директор московского "Левада-центра" Лев Гудков в интервью DW.

Deutsche Welle: Почему наибольшее число респондентов упомянули именно Ангелу Меркель?

Лев Гудков: Прежде всего, конечно, она выделяется своей принципиальной позицией в связи с миграционным кризисом в Европе - такой четко обозначенной моральной позицией, гуманистической позицией, среди европейских политиков. Россиян это очень впечатляет, по крайней мере, тех, кто следит за событиями в Европе. Во-вторых, Меркель воспринимается как сильная фигура, противостоящая Путину. Она фокусирует на себе все ожидания или иллюзии оппозиции как человек, который занимает моральную позицию по отношению к агрессивно-авторитарной и авантюрной власти Путина. Меркель, как когда-то Маргарет Тэтчер - фигура железного, волевого политика, защищающего европейские и западные ценности. Это довольно устойчивый образ.

http://www.dw.com/image/0,,17779710_404,00.jpg
Лев Гудков, директор "Левада-центра"

- Как в списки "людей года" попали и Путин, и Меркель одновременно?

- Я думаю, что их называли разные социальные группы. Меркель симпатизируют скорее люди оппозиционно настроенные. Или, по крайней мере, недовольные путинским правлением. Путин уже пятнадцать лет возглавляет этот список, и это просто отражение подавленности нашей публицистики, нашей сферы общественного дискурса, общественных дискуссий, контроля над сферой массовой информации. Путин в каком-то смысле повторяет то, что было и до него. Потому что "человек года" в России - это может быть только тот, кто возглавляет государство, венчает пирамиду власти. До этого был Горбачев, потом Ельцин. С падением авторитета Ельцина какое-то время менялись эти маски - Немцов, Лебедь, Жириновский... Ну а с восстановлением авторитарного режима стал Путин.

- Как Вы думаете, какая именно социальная группа выбрала Меркель женщиной года?

- Шесть процентов назвали ее женщиной года. Женщин всегда меньше называют. Эта цифра примерно сопоставима с объемом либеральной или демократической части российского общества, не более того. Это люди более образованные, более информированные, следящие за тем, что происходит, не только по российскому телевидению, но еще и за информацией в интернете, читающие иностранную прессу и прочее. Это более продвинутая и прозападно ориентированная часть населения.

- Вы говорите, что Ангела Меркель нравится россиянам из-за ее гуманной политики по отношению к беженцам. Но в декабре канцлер заявила о своем намерении существенно сократить число беженцев. Повлияло ли это заявление на ее рейтинг у россиян?

- Каждое конкретное выступление все-таки не оказывает существенного влияния на общественное мнение в России. Образ политика и отношение к нему складываются постепенно. Тем более что люди получают далеко не всю информацию. Это скорее обобщенный образ Меркель.

- В исследовании, проведенном "Левада-центром", также присутствовал вопрос о лучших телепередачах. Как изменилось отношение россиян к информационному потоку в сравнении с предыдущими годами?

- Начиная с крымских и украинских событий, когда резко активизировалась антиукраинская и антизападная пропаганда, смотреть новостные программы стали больше примерно в полтора-два раза. Это связано, во-первых, с тревогой по поводу происходящего в этом регионе, а, во-вторых, с опасением войны. Война стала горизонтом происходящего. Страх перед тем, что Россия окажется не просто в состоянии конфронтации с внешним миром или в состоянии изоляции, а что путинская внешняя политика перерастет из холодной фазы конфронтации в горячую.

- Можно ли по опросу судить о том, довольны ли россияне телевидением?

- Развлекательные программы, безусловно, лидируют. Вообще, процент отметивших ту или иную передачу как лучшую крайне невелик. А это означает, что люди в целом очень недовольны телевидением. Появляется некоторое раздражение. Мы фиксируем очень заметное падение доверия к телевидению как к средству массовой информации. За пять лет показатели доверия упали практически вдвое, доверие к телевизионным передачам снизилось с 78 до 41 процента.

- Удивило ли Вас что-либо в результатах опроса?

- Все информационное поле сегодня в России под контролем. Речь идет о манипуляции общественным мнением, поэтому здесь ничего неожиданного нет. Можно говорить о большей или меньшей интенсивности пропаганды, но структура самой подачи информации и оценки тех или иных персонажей очень жесткая. Поэтому выбор у массового зрителя очень невелик.

Дата 29.12.2015

Автор Беседовала Светлана Савченко

http://dw.com/p/1HUn8

0

3

Военные и полицейские обогнали бизнесменов в рейтинге доверия россиян

Россияне доверяют военнослужащим и полицейским больше, чем предпринимателям, следует из опроса ВЦИОМ.

Средний балл доверия военным составил 3,95 по пятибалльной шкале, эта профессия занимает третье место в рейтинге по итогам опроса. При этом с 2010 года (тогда они набрали 3,67 балла) доверие к военным постепенно растет.

Средний балл доверия к сотрудникам полиции составляет 3,09 балла. Он также растет с 2010 года — тогда доверие к представителям правопорядка оценивалось в 2,39 балла.

Доверие к предпринимателям участники опроса оценили лишь в 2,84 балла, хотя оно также постепенно росло в течение последних лет (2,58 балла в 2010 году). Бизнесмены занимают второе место с конца рейтинга.

Первое место с 4,05 балла в рейтинге занимают рабочие. В 2010 и 2013 годах эта профессия не предлагалась для оценки респондентов, а в 2014 году она набрала 3,9 балла. «Более высокие баллы в вопросе о доверии рабочим склонны ставить респонденты с начальным образованием и плохим материальным положением, а также жители средних городов», — подчеркивают социологи.

Второе место занимают учителя (3,96 балла). Меньше всего граждане традиционно доверяют политикам (2,74 балла). «Наименьшее доверие к политикам выказывают сторонники ЛДПР, люди с низким достатком, 45–59-летние», — пояснили социологи.

Отрицательная динамика, как отметили во ВЦИОМ, наблюдается лишь в доверии священнослужителям: в 2010 году — 3,74 балла, в 2013-м — 3,41, в 2014-м — 3,74, а в 2016-м — 3,66.

Опрос проводился 22–23 августа в 130 населенных пунктах в 46 российских регионах. В нем участвовали 1,6 тыс. человек. Статистическая погрешность не превышает 3,5%, отмечают во ВЦИОМе.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5693c0be9a79478d11afe504

0

4

Равнодушная Россия. Почему пропаганда вызывает апатию в обществе

0