Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как правильно сократить расходы в кризис

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как это сделать: правильно сократить расходы в кризис

Евгений Лисовский
директор по маркетингу онлайн-магазина электронных книг «ЛитРес»

В кризис многие предприниматели начинают экономить на маркетинге, полагая, что эта статья расходов необязательная. Опыт «ЛитРеса» показывает, что так делать не стоит

Следите за расходами постоянно, а не только в кризис

Есть кризис или его нет — оптимизация расходов должна быть непрерывной. Маркетинг и продажи неотделимы друг от друга, поэтому под оптимизацией я понимаю привлечение новых клиентов и удержание старых по цене, которую вы себе можете позволить в пределах вашей бизнес-модели, маржинальности и жизненного цикла клиента. Если стоимость привлечения клиента растет, надо думать, как ее снизить, чтобы не выбиться из бюджета, если падает — увеличивать бюджет для более агрессивного привлечения новых клиентов. Именно поэтому ключевым KPI для маркетологов должна быть выручка компании.

Сокращайте статьи, которые не влияют на выручку

При оптимизации расходов в первую очередь необходимо думать над тем, что можно отдать на аутсорсинг, чтобы оставить в штате только ключевых сотрудников, которые будут руководить процессами. Вы всегда платите только за выполненную работу и не переплачиваете за простой. В «ЛитРесе» на аутсорсинг отданы услуги дизайнеров, копирайтеров, менеджеров службы поддержки, верстальщиков и программистов. Это позволяет нам существенно экономить.

Например, хороший дизайнер в Москве желает получать 70–80 тыс. руб. в месяц (компании с учетом налогов он обойдется в полтора раза дороже). Вы также должны будете обеспечить ему рабочее место, компьютер и постоянный поток задач. Однако дизайн для нас в большинстве случаев — создание кучи (100 шт.) баннеров, причем в формате «по требованию». Создание баннеров — это пыльная работа, не требующая супернавыков, поэтому крутой дизайнер с такой работы от вас сбежит через месяц. Внештатный дизайнер при нашей весьма плотной загрузке обходится нам в пределах 30 тыс. руб. (без налогов). Экономия минимум в два раза объясняется тем, что если дизайнер из Москвы не готов за 300 руб. рисовать баннер, то дизайнер из Твери готов, причем с таким же качеством. Такая же формула работает и для копирайтеров, и для верстальщиков, многие из которых живут в регионах, и среднемесячный доход 20 тыс. руб. за полный рабочий день это для них очень хорошо.

Используйте кризис для привлечения новых клиентов

Во время кризиса многие компании поддаются панике и начинают экономить на маркетинге, продолжая держаться на плаву только за счет существующих клиентов. Эта стратегия действительно позволяет сэкономить в моменте, но в долгосрочной перспективе это будет провал: ни один бизнес не может существовать без притока новых клиентов, в силу того что жизненный цикл любого клиента у любого сервиса — затухающая кривая.

Когда паникеры перестают размещать рекламу, происходит падение спроса на нее и, как следствие, падение цен. Напрямую цены, конечно, никто, как правило, не снижает: в прайс-листах везде будут стоять те же цены, что и раньше, но при этом все понимают, что спрос сильно упал и если вы как следует поторгуетесь, то можете существенно сбить цену. В первую очередь это касается интернет-рекламы, поскольку там нет затрат на производство и персонал, как, скажем, в наружной рекламе, тем не менее хорошую скидку можно будет выторговать везде. Тут работают классические законы рыночной экономики: если предложение остается на месте, а спрос падает — цена должна упасть. В нашем случае падает планка, до которой рекламные площадки готовы опуститься по цене. Это прекрасная возможность для более смелых компаний отвоевать рынок, привлекая новых клиентов по более низкой цене.

Не забывайте о старых клиентах

Я более шести лет обслуживаюсь у одного официального дилера, у которого и покупал машину, — так вот, за все эти годы мне ни разу не приходило ни одно СМС и ни единого звонка о том, что у меня подходит время очередного ТО, в то время как для сервисных центров это основной бизнес. Более того, в мой последний визит в этом году я выяснил, что у них произошло обновление базы данных и исчезли все номера мобильных телефонов клиентов! За такое менеджеров надо увольнять с позором, впрочем, как и за отсутствие прямых коммуникаций с клиентом. Поэтому если в компании плохо организован процесс прямых коммуникаций с клиентом, как в приведенном примере, то бессмысленно «наливать воду в дырявое ведро»: сперва надо заткнуть в нем как можно больше дыр. В бизнесе необходима удобная и гибкая CRM-система, которая не только позволит следить за всеми процессами, но и не даст оставить без внимания ни одного клиента.

Думайте, как ваш клиент

В 2008 году я работал в компании, производящей b2b-продукт, — Remote Administrator, который на тот момент позиционировался как программа для удаленного управления компьютерами. Фактически подразумевалось, что клиент прекрасно понимает выгоды от использования продукта. Однако в кризис многие компании искали пути оптимизации затрат, и мне пришла идея репозиционировать продукт на российский рынок — как «решение для оптимизации IT-издержек на поддержание парка компьютерных сетей». Я разработал под эту концепцию специальную презентацию, договорился с крупнейшим дистрибьютором программного обеспечения (компанией Axoft) и лично объехал с этой презентацией ключевые регионы России, в результате чего получилось увеличить выручку в партнерском канале в 2009 кризисном году на 30%.

http://www.rbc.ru/opinions/own_business … 7289e2ac3b

0

2

Не отрезайте здоровую ногу: главные ошибки бизнеса в кризис

Ицхак Адизес,
Бизнес-консультант

Гуру менеджмента рассказывает, как во время экономических трудностей не потерять свои главные конкурентные преимущества

По данным консалтинговой фирмы Ernst & Young, компании реагируют на финансовый кризис вполне предсказуемым образом: они увольняют людей, а также урезают расходы на рекламу, обучение и консультирование, исследования и разработки. Это одновременно и верное, и неправильное решение.

В Мексике я консультировал весьма крупную компанию, работающую на рынке недвижимости. Ошибка этой компании была типична для времен кризиса. Ее руководители тратили уйму времени, пытаясь добиться от банка выделения новых кредитов. Проанализировав ситуацию, мы обнаружили, что привлечение капитала обходится компании слишком дорого. Большую часть расходов составляли выплаты процентов по кредитам, взятым ранее. Худшее, что можно было сделать в такой ситуации, — это наращивать долги. Компания не должна была тратить деньги на кредиты и выплачивать дополнительные проценты. Она просто не могла себе это позволить.

Я предложил пойти другим путем и продать часть материально-производственных запасов. Зачем? Чтобы увеличить приток денежных средств. Даже когда приходится продавать активы по себестоимости, даже когда теряете деньги, покрывая переменные издержки, вы частично компенсируете накладные расходы. В долгосрочной перспективе такой подход не годится, но он позволит вам выиграть время.

Руководители компании едва не совершили еще одну ошибку. Они уже собирались увольнять сотрудников!

Безусловно, вам придется обследовать свою организацию и выявить тех, кто работает недостаточно эффективно и зря ест свой хлеб. Избавьтесь от них. Но это надо было сделать давным-давно. Зачем вам балласт? Зачем держать людей, которые не приносят пользы? Почему понадобился кризис, чтобы заставить вас навести порядок? Может быть, ваша беда в том, что вы не держите руку на пульсе организации постоянно? Неужели для того, чтобы вы обратили внимание на проблемы компании, непременно нужен кризис?

Но не увольняйте хороших работников только ради того, чтобы сократить затраты. Многие консультанты традиционного толка рекомендуют именно это. Они видят, что у вас слишком много расходов. Они ставят вас на весы и говорят. «Знаете что? А ведь у вас 20 фунтов лишнего веса! Вам нужно их сбросить». После этого они отрезают вам одну ногу. Теперь ваш вес идеален, но у вас нет ноги. Я не говорю о ситуации, когда компании грозит банкротство. В случае гангрены ногу придется ампутировать. Но не стоит отрезать здоровую ногу, чтобы ваш вес стал идеальным.

Вам следует избавиться от жира, но не от мускулов. Расставаясь с хорошими специалистами — мускулами организации — ради того, чтобы отчетные показатели выглядели более оптимистично, вы обманываете себя. Сколько средств уйдет на то, чтобы нанять и обучить новых работников потом, когда кризис останется позади и они понадобятся вновь?

Однажды я спросил Фердинанда Порше, сына основателя компании Porsche: «Фердинанд, если бы вам пришлось сделать выбор — потерять людей или лишиться оборудования, — от чего вы отказались бы в первую очередь?» — «От оборудования!» Почему? Вы покупаете станки, тратите некоторое время на то, чтобы запрограммировать их, и они готовы к работе. Но представьте, что нужно заново нанять людей, обучить их, наладить отношения, воссоздать культуру…»

Заметьте, самая сложная задача компании — это создание организационной культуры. Иногда на то, чтобы найти стоящих сотрудников, которые умеют возражать, не выказывая неприязни, уходят годы. Из десятка претендентов едва ли найдутся три подходящих, но сначала придется отобрать их из общей массы желающих, обучить, заниматься их развитием и воспитанием и создавать атмосферу, в которой отношения между людьми носят конструктивный характер. И после этого вы уволите их?

Некоторые руководители говорили мне: «Я все понимаю, но отказ от сокращения штатов обойдется мне слишком дорого». Возможно, затраты на рабочую силу в период кризиса могут и вправду оказаться для вас непосильными. Но разве увольнение — единственный выход?

Бывает так, что компания работает в трудоемкой, а не капиталоемкой сфере и оплата труда рабочих в самом деле основная статья ее расходов, но при этом сотрудники — талантливые и результативные профессионалы, а проблема состоит в падении спроса на ее продукцию на рынке. В таких случаях я бы порекомендовал вместо увольнений перевести всех на сокращенный рабочий день. Пусть ваша компания заляжет в спячку, как медведи зимой, а неприятности из-за уменьшения объема работ и снижения заработка станут общей бедой для всей организации, включая высшее руководство. Если поделить работу на всех, пострадает каждый, но в меньшей степени, что позволит вам сохранить трудовые ресурсы.

Берите пример с японцев. Когда японская компания оказывается в тяжелом положении, первый, кому урезают зарплату, — ее президент. Если ситуация становится еще более серьезной, именно он первым уходит в отставку. В Японии не начинают с увольнения рядовых сотрудников — японцы считают, что не бывает плохих солдат, бывают лишь плохие генералы.

Что делать с людьми после того, как вы сократили их рабочий день ради уменьшения расходов? Пришла пора для творческого мышления. Ранее, когда спрос на ваши продукты и услуги был высок, компании не хватало времени на креативный подход к делу — на то, чтобы задуматься о том, чем еще можно заняться или как выполнить свою работу лучше. Теперь, когда темпы экономического роста снизились и у сотрудников появилось свободное время, наступил подходящий момент поручить им работу, которая обеспечит приток инноваций.

В рубрике «Книга» РБК знакомит читателей с новыми нон-фикшн книгами, выходящими в России и мире, публикуя выбранные редакцией отрывки из них.

Эта статья — фрагмент из книги Ицхака Адизеса «Управление в эпоху кризиса», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

http://www.rbc.ru/opinions/business/24/ … 290103a3ec

0