Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Законопроект сенаторов о борьбе с «жегловщиной»

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сенаторы предложили не учитывать показания задержанных без адвоката

Максим Солопов, Мария Макутина, Светлана Бочарова

Группа сенаторов внесла в Госдуму проект поправок в УПК о возможности признания недопустимыми доказательствами следственные действия без участия адвоката. Прошлая похожая инициатива этих авторов не дошла до рассмотрения

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/6/57/754277367708576.jpg
Фото: Lori

Сенаторы Константин Добрынин, Андрей Клишас и Вадим Тюльпанов внесли в Госдуму законопроект, предлагающий признать недопустимым любое признание вины задержанного, полученное органами предварительного следствия без участия защитника. Все они — влиятельные парламентарии: Клишас — председатель конституционного комитета Совета федерации, Добрынин — его заместитель, Тюльпанов возглавляет комитет по регламенту.

Авторы поправки дополняют статью 92 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) новой частью, согласно которой «любые сведения, полученные от задержанного до составления протокола задержания в порядке настоящей статьи, без участия защитника, являются недопустимыми доказательствами, если в дальнейшем они не были подтверждены в порядке, установленном настоящим кодексом».

Предлагаемые изменения направлены против злоупотреблений со стороны органов предварительного следствия, объясняют авторы в пояснительной записке к проекту.

Можно было ждать, когда будет принят проект об участии защитника при составлении протокола задержания, но ничто не мешало внести еще одну инициативу с поправкой в ту же статью, но касающуюся исключения недопустимых доказательств, пояснил РБК Добрынин. Нередки случаи, когда оперативники как минимум психологически давят на подозреваемых еще до момента приезда адвоката, вынуждая давать показания, отмечает сенатор. Поправка говорит: все, что оперативники получают на этом этапе, автоматически должно быть признано недопустимым доказательством — «жегловщина» хороша только в кино, но не в реальной жизни, когда человек еще не задержан и не имеет никакого официального статуса, считает собеседник. По словам Добрынина, проект предварительно обсуждался с представителями различных ведомств, более 50% участников обсуждений высказывались положительно.

Показания подозреваемых и обвиняемых, данные в отсутствие защитника и не подтвержденные в суде, и сейчас признаются недействительными, согласно ст. 75 УПК РФ, объяснил РБК адвокат и бывший следователь СКР Андрей Гривцов. По его словам, предложенный законопроект уточняет эту норму и относит к недопустимым доказательствам любые следственные действия, проведенные без участия адвоката.

Это позволит защите лишний раз ссылаться на дополнительную норму закона для признания доказательств, включая явку с повинной, недопустимыми, но не решит более острую проблему, отмечает юрист. «Следователи и сейчас стараются как можно быстрее закрепить любые показания на допросе с участием адвоката по назначению, не всегда добросовестного. Вызванный в любое время суток нужный следователю адвокат подпишет любые показания своего подзащитного. От этой практики такая поправка все равно не защитит», — считает Гривцов.

В ноябре 2013 года этот же коллектив авторов предлагал дополнить ст. 92 УПК частью, устанавливающей, что при составлении протокола задержания обязательно участие защитника. Кроме того, их проект предусматривал обязанность следователя не позднее двух часов с момента доставления к нему подозреваемого предоставить ему возможность уведомить родственника и защитника о своем задержании звонком продолжительностью не менее пяти минут. Предложения сенаторов были поддержаны профильным комитетом Госдумы, но так и не дошли до первого чтения.

Правительство в официальном отзыве на этот проект писало, что авторы не учли положения УПК, которые уже дают подозреваемым такое право с момента фактического задержания.

http://top.rbc.ru/politics/30/03/2015/5 … 3c611e3d64

0

2

Правительство отвергло законопроект сенаторов о борьбе с «жегловщиной»

Мария Макутина, Анастасия Михайлова

Правительство не поддержало законопроект о признании доказательств, полученных от задержанного до составления протокола без адвоката, недопустимыми. Инициатива сенаторов была бы полезна на практике, считает юрист

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/5/90/754392254177905.jpg
Фото: Lori

Правительство направило в Думу отрицательный отзыв на законопроект о недопустимости доказательств, полученных от задержанного до составления протокола без участия защитника. Председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас, его заместитель Константин Добрынин и председатель регламентного комитета верхней палаты Вадим Тюльпанов внесли в Госдуму в конце марта проект с поправками в ст.92 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), согласно которым любые сведения, полученные от задержанного до составления протокола задержания без участия защитника, являются недопустимыми доказательствами, если в дальнейшем они не были подтверждены.

Изменения направлены против злоупотреблений со стороны органов предварительного следствия, объясняли авторы. Оперативники в момент задержания, оказывая на задержанного психологическое давление, используя его процессуальную неосведомленность, могут склонить последнего к написанию заявления о явке с повинной, отмечалось в пояснительной записке.

Это утверждение не подтверждено авторами какими-либо статистическими данными, а также сведениями о правоприменительной практике наряду с их анализом, свидетельствующими о неэффективности существующего правового регулирования, говорится в отзыве правительства за подписью вице-премьера Сергея Приходько (есть в распоряжении РБК). В нем также указывается, что согласно ст.9 УПК никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому унижающему человеческое достоинство обращению, а нарушение норм УПК судом, прокурором, следователем и дознавателем влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств (ст.7 УПК).

Таким образом, существующее правовое регулирование достаточно обеспечивает законность при получении сведений у подозреваемого в момент его задержания, предлагаемые изменения избыточны, заключает Приходько.

Правительство традиционно консервативно относится к любым попыткам уточнения уголовного судопроизводства, но это не означает, что данный законопроект излишен, парирует Добрынин. «Мнение правительства в данном случае ошибочно, и это объяснимо, ведь проблема, которую мы пытаемся решить, понятна в основном практикам, а не теоретикам. Идея этой поправки родилась после глубокого обсуждения с адвокатскими, научными и правозащитными сообществами и направлена на искоренение в уголовном процессе так называемой жегловщины», — сказал РБК сенатор. Он рассчитывает, что коллеги из Думы при рассмотрении законопроекта «встанут на защиту интересов граждан» и поддержат законопроект.

В ноябре 2013 года этот же коллектив авторов предлагал дополнить ст.92 УПК частью, устанавливающей, что при составлении протокола задержания обязательно участие защитника. Кроме того, их проект предусматривал обязанность следователя не позднее двух часов с момента доставления к нему подозреваемого предоставить последнему возможность уведомить родственника о своем задержании звонком по телефону продолжительностью не менее пяти минут. Правительство поддержало инициативу с оговорками. Профильный комитет по законодательству также поддержал законопроект, но тот так и не дошел до первого чтения.

Адвокат Владимир Жеребенков считает, что инициатива сенаторов была бы очень полезна на практике. «После задержания человек находится в шоковом состоянии, на него часто оказывается психологическое давление: признайся — и мы тебя отпустим, выбирай — тюрьма или свобода», — рассказывает адвокат. Некоторые явки с повинной так и пишутся под давлением сотрудников правоохранительных органов, утверждает Жеребенков. Впоследствии же суд принимает их в качестве доказательств.

Но, по мнению защитника, формальная норма закона, обеспечивающая участие адвоката во время составление таких документов, не исправит ситуацию. «Следователи могут пригласить своих адвокатов по назначению, которые будут присутствовать чисто формально», — поясняет Жеребенков. Он отмечает, что на практике известно много случаев, когда адвокаты, которых наняли родственники, по несколько недель не могли попасть к своим подзащитным в следственные изоляторы. Все это время защиту задержанных осуществляли адвокаты, назначенные следователями. Так, защитники обвиняемых по делу об убийстве Бориса Немцова по несколько недель не могли официально приступить к защите.

http://top.rbc.ru/politics/11/08/2015/5 … 0b76bb86b9

0