Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Власти ограничат право на получение социальных выплат

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Власти ограничат право на получение социальных выплат

Петр Нетреба, Дмитрий Коптюбенко, Яна Милюкова

В России дан старт масштабной социальной реформе — пособия на ребенка, дополнительные гарантии медицинским работникам и ряд других выплат будут производиться только тем, кто подпадет под критерии нуждаемости

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/7/93/754369866193937.jpg
Фото: ТАСС

Пакет законопроектов об оптимизации отдельных социальных льгот с учетом применения критериев нуждаемости подготовил Минтруд по поручению президента, обсуждавшего этот вопрос на заседании Госсовета 11 марта 2015 года. РБК удалось ознакомиться с их содержанием.

Что поменяется

На оплату по новой схеме ведомство предлагает перевести четыре категории региональных льгот — пособия на ребенка, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медработникам и фармацевтам, компенсацию расходов на оплату жилых помещений сельским учителям, а также компенсацию родителям дошкольного образования.

В год региональные бюджеты тратят на социальные выплаты более 1,1 трлн руб., по оценке Минтруда. В том числе, по данным, которые приводит министерство, социальную поддержку получают 3,4 млн неработающих пенсионеров, 2,7 млн малоимущих граждан, 6,7 млн многодетных семей и одиноких родителей. Расходы на эти категории льгот составляют около 766,5 млрд руб. Именно эту сумму и предлагается отрегулировать по принципу критериев нуждаемости. Их будут устанавливать регионы.

«Например, сейчас родитель имеет право на получение пособия по уходу за ребенком вне зависимости от уровня его доходов. Когда заработают критерии нуждаемости, пособие будут получать только граждане с низкими доходами, — поясняет чиновник правительства. — В результате у регионов высвободятся средства, которые они будут вправе направить, в том числе на то, чтобы скорректировать критерии нуждаемости в большую сторону».

Это подтверждает представитель Минтруда. «Законопроект расширяет полномочия регионов по применению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. У регионов появится возможность направлять ресурсы на поддержку действительно нуждающихся граждан и увеличить размер такой помощи», — отмечает он.

Самостоятельно определять меры социальной поддержки регионам уже разрешено действующим законодательством. Для стимулирования местных властей устанавливать критерии нуждаемости для льготников предлагается ввести понижающий коэффициент при распределении субсидий из федерального бюджета. Обязательный учет категорий нуждаемости предлагается закрепить в Бюджетном кодексе.

Льготников Минтруд предлагает учитывать в федеральном регистре лиц, имеющих право на меры социальной защиты. Ведение этого регистра предлагается передать Пенсионному фонду — эта работа должна быть отдельно оплачена из федерального бюджета. Сбор, обработку и передачу сведений о гражданах, имеющих право на соцподдержку, предлагается передать территориальным органам соцстраха.

Что сохранится

При разработке законопроектов Минтруд учитывал позицию других министерств, часть их более жестких предложений удалось отбить, говорит источник РБК в социальном блоке правительства. Правда, он оговаривается, что все еще может поменяться при обсуждении документов.

В частности, как следует из предложений Минфина, с которыми также удалось ознакомиться РБК, министерство предлагало выдавать некоторые технические средства реабилитации только тем инвалидам, которые имеют доход ниже определенного уровня, заменить ежемесячную денежную выплату и дополнительное материальное обеспечение Героям СССР и России, Героям Соцтруда и Героям Труда России единой социальной выплатой, а выплаты компенсации чернобыльцам — на дополнительные услуги в рамках ОМС.

«Важно, что законопроектом не вводятся критерии нуждаемости по федеральным мерам соцподдержки — выплатам ветеранам, чернобыльцам, инвалидам, поскольку данные меры предоставляются за конкретные заслуги, в связи с ограничением жизнедеятельности, последствиями техногенных аварий и др.», — подчеркивает представитель Минтруда. Поэтому, по его словам, ряд предложений Минфина был отвергнут. Представитель Минфина отказался от комментариев.

Нововведения не распространятся и на ряд региональных льгот. По информации регионов, на которые ссылается Минтруд, в России числятся 10,5 млн ветеранов труда, 1,5 млн тружеников тыла в период Великой Отечественной войны, 1 млн жертв политических репрессий. На эти категории льготников, которых не коснется реформа, расходуется 322,3 млрд руб. в год.

Зачем это делается

На введении принципов нуждаемости в качестве меры, которая позволила бы сэкономить бюджетные средства, неоднократно настаивал Минфин. «Несмотря на постоянно растущие бюджетные расходы, уровень бедности населения снижается. Чем больше направляется в сложившуюся систему социальной поддержки бюджетных средств, тем выше социальное неравенство и ниже эффективность расходов на эти цели», — говорится в докладе министерства «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета».

По оценкам экспертов, на которых ссылается в своем докладе Минфин, среди граждан, получающих социальные выплаты, более 50% не относятся к категории нуждающихся в социальной поддержке. А среди нуждающихся соцподдержку получают менее 50%.

В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017–2018 годов также говорится о том, что необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода. Минфин, в частности, предлагает исключить из числа получателей мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ членов семей носителей соответствующих льгот, ввести принцип соцоплаты стоимости санаторно-курортного лечения.

То, что принцип нуждаемости нужно вводить, ранее признавал и министр труда Максим Топилин. «Приведу в качестве примера: многие регионы ввели поддержку так называемой категории «дети войны», это ведет за собой очень серьезные дополнительные расходы, надо быть очень аккуратными с точки зрения введения новых обязательств», — предупреждал он.

http://top.rbc.ru/economics/15/07/2015/ … fa1545f6f6

0

2

345 рублей на ребенка: как изменится система соцвыплат в регионах

Яна Милюкова, Ольга Волкова

Со следующего года россияне, которые не будут удовлетворять критериям нуждаемости, могут не получить некоторые региональные социальные выплаты. РБК разобрался, как работает система соцподдержки и кто ее может лишиться

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/1/42/754371569317421.jpg
Министр труда Максим Топилин
Фото: Олег Яковлев/РБК

Законопроект о расширении полномочий регионов по применению критериев нуждаемости на следующей неделе пройдет первое обсуждение на общественном совете в Минтруда и уже в августе должен быть согласован, сказал в пятницу министр труда Максим Топилин. Поправки касаются как минимум четырех региональных льгот — ежемесячных пособий на ребенка, дополнительных мер поддержки медработников и фармацевтов, компенсаций расходов на оплату жилых помещений сельским учителям.

Как пояснил Топилин, эти льготы вытекают из федерального законодательства, где не указано на возможность применения к ним критерия нуждаемости: «Первое — пособие по уходу за ребенком до 18 лет. Сейчас в федеральном законодательстве этой нормы нет, что регион может это делать [устанавливать критерии]. Льготы по ЖКХ, льготы сельским врачам и учителям. В федеральном законодательстве не написано, что регион может это делать с учетом нуждаемости. Поэтому мы говорим, что [по законопроекту] регион может это делать с учетом нуждаемости» (цитата по Интерфаксу).

Регионы уже сейчас имеют право применять критерии нуждаемости по некоторым введенным у себя льготам. «У нас только три льготы — проезд на внутримуниципальных и межмуниципальных маршрутах и протезирование зубов, к которым применяются критерии нуждаемости», — приводит пример заместитель губернатора Новгородской области Александр Смирнов.

Чиновники нескольких регионов сообщили РБК, что предложения Минтруда сейчас обсуждаются. Если они будут приняты, на социальную помощь смогут претендовать только те их нынешние получатели, чей доход окажется ниже установленного регионами уровня.

Компенсация за детский сад

Согласно ст.65 закона об образовании, компенсация за содержание ребенка в детском саду составляет не менее 20% от размера средней по региону платы за детсад, на второго ребенка — не менее 50%, на третьего и последующих — не менее 70%. Средний размер платы устанавливается региональными властями, он учитывает расценки только государственных и муниципальных детсадов в конкретном регионе и только на услуги за присмотр и уход за детьми. Претендовать на компенсацию могут все, кто водит детей в детские сады, в том числе частные.

Средний размер родительской платы за посещение детского сада в Оренбургской области составляет 830 руб., сообщил РБК представитель правительства региона.

Пособия на ребенка

В ст.16 закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, вводящей ежемесячные детские пособия, указывается, что определение их размера и порядка назначения отдается на откуп регионам, и ничего не говорится о критериях нуждаемости. Такая формулировка позволяет регионам уже сейчас применять такой критерий при их назначении.

В Москве ряд «детских выплат» привязан к доходу семьи. Для малообеспеченных семей, в которых уровень дохода на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума, выплачиваются ежемесячные пособия в 1,5 и 2,5 тыс. руб. в зависимости от возраста ребенка. Нижняя планка распространяется на детей до полутора лет и от трех до 18 лет, верхняя — на детей от полутора до трех лет. Одинокие матери получают ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет и от трех до 18 лет в 2,5 тыс. руб. и 4,5 тыс. руб. на детей от полутора до трех лет, по 700 руб. на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни при уровне дохода ниже прожиточного минимума, и по 300 руб. — если выше.

Отдельно рассчитываются компенсации на детей в многодетных семьях. Здесь тоже есть градация. К примеру, для малообеспеченных семей с тремя и более детьми выплачивается ежемесячное пособие в 1,5 и 2,5 тыс. рублей в зависимости от возраста ребенка, по данным департамента социальной защиты Москвы.

В июне 2015 года глава департамента финансов Москвы Елена Зяббарова на заседании Мосгордумы говорила, что в этом году 313 тыс. детей Москвы получили пособия. «Я могу назвать размер выплат, которые прошли по бюджету. 5,8 млрд рублей», — уточняла она.

В Оренбургской области пособия на детей платят семьям, в которых уровень дохода на каждого члена семьи не превышает 110% от величины прожиточного минимума. Базовый размер ежемесячного пособия составляет 345 руб., для одиноких матерей он увеличивается до 690 руб.

С 2013 года семьи области получают по 5398 руб. ежемесячно за третьего и последующих детей. Претендовать на выплату могут семьи, среднедушевой денежный доход которых не превышает среднедушевой денежный доход, установленный в области. На 2015 год это 22 474,7 руб., уточняет представитель правительства региона.

После того как поправки Минтруда вступят в силу, практика предоставления пособий на ребенка по критерию нуждаемости станет повсеместной. Если регионы не введут такой критерий, федеральный центр сократит им субсидии, следует из законопроекта Минтруда.

Компенсация за ЖКХ

На компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, согласно ст.47 закона об образовании, могут претендовать сельские учителя как федеральных, так и региональных образовательных учреждений. Для федеральных учителей с 2013 года размер компенсации составляет 1200 руб., для региональных льготы регулируются субъектами. Например, в Тамбовской области компенсируют 100% таких расходов.

Источник РБК в правительстве напоминает, что эти льготы появились еще в 40-е годы прошлого века — власти были заинтересованы в том, чтобы привлечь педагогов на село. По его словам, сейчас ими пользуются «все кому не лень — живут в городе, а не платят за ЖКХ, как сельские учителя». «К сожалению, не все получатели этой льготы являются добросовестными. Запитываются безлимитно», — соглашается в разговоре с РБК один из региональных чиновников, указывая на то, что критерий нуждаемости здесь тоже необходим.

Соцподдержка медработников

Отдельные критерии нуждаемости Минтруд предлагает ввести для мер соцподдержки медработников и фармацевтов. Право устанавливать дополнительные гарантии медикам и фармацевтам регионы и муниципалитеты имеют в соответствии с законом об основах охраны здоровья граждан. В нем прописано, что регионы могут это делать за счет бюджетов субъектов и муниципалитетов.

Ряд регионов уже ввел у себя такие льготы. К примеру, в 2014 году в Тульской области был подписан областной закон об основах охраны здоровья граждан. В документе было прописано, что медики и фармацевты — специалисты, поступившие на работу в течение первых шести лет со дня окончания образовательного учреждения в медицинские организации области и отработавшие в них по полученной специальности не менее трех лет, имеют право на получение единовременной денежной выплаты в размере пяти должностных окладов.

http://top.rbc.ru/economics/17/07/2015/ … 2cf478cb58

0