Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кто и как управляет Россией?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Кто и как управляет Россией?

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20150708193546_31596.jpg

Кто и как управляет Россией — версия знатока кремлевской кухни Глеба ПАВЛОВСКОГО

Политолог продолжает свои рассуждения о системе управления, сложившейся в современной России, начатые в его книге «Система РФ». Мы публикуем одну из глав готовящейся к изданию второй части «Системы РФ» — «Источники российского стратегического поведения», в которой Павловский анализирует трансформацию российского политического ландшафта в течение последних полутора лет

Система РФ сосредоточена на вопросе о власти, но власть строится так, что место решений в ней скрыто. Система гибридна, и решения в ней «гибридны». Что означает здесь принятие решений?

В первой версии путинской системы, первые двенадцать лет (2000—2012), ее для простоты можно было назвать «управляемой демократией». Решение номинально принималось на самом верху, спускаясь по так называемой вертикали власти. Переходя с федерального уровня на региональный, вертикаль власти прерывалась, расщепляясь в пучок вертикалей — силовых, административных, губернаторских и др., — те торговали объемом решений и тем, кому и на какие деньги его исполнять.

Большинство их были управленческими сделками. Недаром нашу систему специалисты называют «административным рынком». Решения президента, министра, губернатора имеют исчисляемый вес и ценность, как у ценных бумаг. Соответственно, их можно перепродать, можно переуступить. Когда Медведев, еще президент, принимал решение по созданию экономической зоны на Кавказе, вокруг этого возникла коалиция госбанков, местных административных структур и т.д. Оценив свой доход от решения, они договаривались с западными спекулянтами или инвесторами (в данном случае это одно и то же) о том, какие кредиты получат, — ведь сам президент гарантирует эти суммы. Но Медведев ушел, и возникла проблема. Путин мог делать вид, что не в курсе, и тем, кто однажды платил за контур решений, пришлось платить еще раз либо выйти из игры — с риском попасть под следствие.

В новом режиме все выглядит менее ясно. Путин надстроил над властью недосягаемый этаж, где пребывает один. Некогда первый среди равных, он взлетел над своим окружением. И хотя по-прежнему с ними контактирует, не хочет нести ответственность за решения. Президент играет роль лица, «находящегося в курсе главных решений». Сегодня об этом напоминает реликтовый ритуал заявлений Пескова «Президент в курсе…». Что это значит? Что серьезные решения должны с ним согласовываться. Каждое решение имело публичную и не публичную часть, и все, что касалось серьезных вопросов, — крупная собственность, внешние контакты, большие проекты, главные кадровые назначения — стало исключительным доменом президента. Путин являлся депонентом этих решений. Они принимались у него в кабинете либо по его поручению с кем-то согласовывались, а в случае конфликта надо было непременно подниматься к нему. Все решения команды Кремля из-за этого приобрели условный характер.

Допущенные в окружение ставят его в известность о том, что станут делать. Президент «в курсе», но строит отношения так, чтобы всегда мог сказать: я этого не знал и такого не обещал. Возникает двойной «люфт» маневра, и надо твердо помнить фразу президента, которую можно процитировать в доказательство, что действуешь с его согласия. Но эта фраза не создает должностной ответственности для самого президента.

В украинском кризисе явно действовали группы с разными интересами, стратегиями. Если в операции «Крым» еще видна прежняя схема, компактная и военизированная, то с мая 2014 года все происходило иначе. Возникли несколько инициативных групп действия. Среди них — украинские и российские бизнесмены, связанные с командой Кремля, люди в АП и в самом окружении Путина. Даже губернаторы южных областей, которые и прежде были вовлечены в украинские дела.

Разные уровни вовлеченности вели к тому, что процесс сразу пошел по разным направлениям. Путину это дает право считать, что он не несет ответственности. Он не приказывал отправить на Украину волонтеров — они уже были там. Ему сообщали, что сотни горячих парней рвутся воевать на Украину — и многие действительно рвались. Кто-то мог сказать: границы там нет — и действительно, в регионе Донбасса границы реально не было. Мы не сможем остановить наших парней. Если им запретить, они все равно туда доберутся! Путин мог сказать: ладно, ребят прикрой, но гляди, чтобы все было хорошо.

Является это директивой? С точки зрения Путина, нет. Ведь одновременно к Путину приходит кто-то другой и говорит: на границе бардак. Непонятные люди с оружием. Одни везут его на Украину, другие с Украины, криминальный рынок растет — беда. Путин скажет: ребята там неплохие, но бардак на границе пора прекратить, проконтролируй. Ушедший уверен, что получил указание. Что он делает? Перекрывает трансграничную торговлю, на которой традиционно держалось снабжение Донбасса.

Когда у ополченцев в конце лета 2014 года возник риск полного военного разгрома, хоть тут решения Кремля имели вид приказов? Приказы, наверное, были. Но я и тут не исключаю сослагательной формы решений. Министр может сказать: мой парень, который присматривает за бойцами, говорит, что там плохи дела, а у меня контрактники простаивают, а под рукой сотни две танков лишние. Президент мог сказать: давай, но осторожненько. И возникает наступление под Мариуполем, с потенциалом развития в большую войну в Европе.

Так это было или не так, всякий раз речь шла о бюрократически неполном решении. О решении, не имеющем характера директивы. Все ссылаются на слова Путина, на какие-то его недомолвки. Для наступления достаточно, но отступать так очень трудно. И когда Путин пожелал притормозить, у него в системе не нашлось рычага заднего хода. Тогда создается схема обхода своих же прошлых решений.

Например, дают Суркову временные полномочия навести порядок в Донбассе, политически отстроив там чуть-чуть организованную систему. Но при этом, разумеется, не дезавуируют решений тех, кому прежде позволили слать туда людей. Те идут жаловаться в Кремль: Сурков объявился, приказы раздает. Им скажут: не мешайте, пока делает все, как надо. Но присматривайте там за ним, он парень слишком горячий. Тем самым, вдобавок ко всем прежним, Кремль учреждает новую компетенцию.

Внутриаппаратный конфликт вскоре выйдет наружу, как полупубличный. Пойдут публикации в прессе от вовлеченных через их медиаагентов: «Сурков предатель, слил Новороссию». Но все это лишь отражение нерешительности вверху. Аппаратные войны Путина устраивают, пока это «войны за Путина» и ими все поглощены.

Стиль непрямой трактовки

Как выглядит путинский стиль управления? Это стиль непрямой трактовки. Прежде все знали, что при выходе на уровень создания серьезных компаний, слияний, продаж надо идти в первую приемную. Излагать проблему, конфликт, если есть, пожелания — и Путин, приняв решение, его «депонирует».

Сегодня от него уходят с неполным представлением о решенном, стараясь запомнить слова, которые Путин произнес. Чтобы после сказать: «Владимир Владимирович, помните, в такой-то день, тогда-то вы мне сказали: «Что ж, так тоже можно». И эти слова превращаются в право на частную импровизацию. Нарастает броуновское движение, а Путин балансирует над ним, как президент броуновского движения. Но все менее управляемо.

Социальные сбои могут возникнуть скорее наверху, чем внизу. С падением экономики растет пассивность масс, привязанных к территориальной системе распределения. Система «садится на территорию», переходит в режим stand-by, и люди не предъявляют требования — им надо выжить. Нестабильной Система начнет быть вверху. Эта нестабильность уже видна, но пока она поглощалась. Убийство Немцова стало серьезным кризисом команды, когда Владимир Владимирович понял, что на его заднем дворе хозяин не он, а люди из его же аппарата.

Кремлеречь

В аппарате власти с советских времен развит административно-политический язык (так называемый канцелярит) — язык недискуссионных авторитетных экивоков. Совет безопасности РФ решает принять необходимые меры по стабилизации положения на границе. Это может означать прямо противоположные вещи: границу с Украиной закрыть или, наоборот, пропускать через границу российские танки. Письменные бумаги имеют такой вид, чтобы их можно было трактовать по-разному. Опубликованная «Новой газетой» бумага о действиях на Украине не «план Кремля», а записка, какие пишут аналитики лоббистов, представленных в Кремле. Кто-то из них и принес эту бумагу в администрацию, но это не то, на чем пишут «к исполнению». Так конкретно деловые бумаги в Кремле не составляют. Записка формирует аппаратное мнение, а аппаратные мнения — это слухи, которые можно распространять в Кремле, ничем не рискуя. Устные указания здесь важнее письменных.

Из выпуска от 08-07-2015 рассылки «Новая газета»

http://subscribe.ru/digest/economics/so … 87818.html

0

2

«Развитию мешает политическая система»

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20150708194120_938.jpg

Сергей Алексашенко — о самочувствии рубля, продовольственной инфляции, иранской нефти и российском среднем классе

Если послушать первых лиц государства и правительства, министров экономического блока, то создается впечатление, что российская экономика быстро отходит от того шока, что она испытала минувшей зимой в результате обвала рубля и взлета цен.

Ощущения рядовых граждан, как свидетельствуют соцопросы, несколько иные: люди вынуждены экономить на всем, включая еду, стонут под гнетом набранных сгоряча кредитов, с трепетом ждут очередного подорожания услуг ЖКХ, опасаются потерять работу, если уже ее не потеряли…

Полугодовой рубеж — хороший повод порассуждать о том, пройден ли пик кризиса, или впереди — новые потрясения. В собеседники мы выбрали известного экономиста, бывшего первого зампреда Банка России Сергея Алексашенко.

— C какими результатами российская экономика закончила первую половину 2015 года?

— Мне кажется, что хороших новостей, связанных с ее нынешним состоянием, не так много. Наблюдается устойчивый спад, который начался в середине прошлого года и продолжается до сих пор. Конечно, он не такой обвальный, как в 2008—2009 годах, но он устойчивый, более продолжительный и равномерный. Если в начале 2015 года на фоне взлетевшей инфляции и упавшего розничного товарооборота были еще относительно хорошие данные по жилищному строительству, по промышленному производству, то сейчас ситуация иная. Доходы людей, инвестиции, розничный товарооборот, промышленное производство — все снижается.

— А как же правительственные заклинания о том, что падение экономики остановилось и ситуация стабилизируется?

— Пока у меня нет никаких оснований считать, что наступает какой-то перелом, разворот, что дно достигнуто. Наоборот, экономический спад набирает скорость, вовлекая все новые секторы. В реальном секторе ничего позитивного не просматривается. Вроде бы пик инфляции пройден, но она все равно составляет 15% в годовом измерении. Банки продолжают банкротиться, прибыли у них нет, вся прибыль уходит на создание резервов по плохим долгам. Я пытаюсь найти что-то хорошее, но мне кажется, что общее настроение российской экономики достаточно пессимистичное.

— Можно ли говорить о том, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась?

— Да, можно. Рубль ведет себя сравнительно устойчиво, Центральный банк даже прикупает валюту. Никакого ажиотажного спроса на доллары и евро нет. Многие предприятия, которые закупали валюту в конце прошлого года, весной ее продавали. Но это не означает, что ситуация будет такой вечно.

— И куда дальше будет дрейфовать рубль?

— Вниз. Для того чтобы рубль начал укрепляться, экономика должна быть все-таки заметно сильнее.

— А могут ли в нынешнем году случиться новые скачки курсов валют, подобные тем, что были в конце 2014-го?

— Конечно, могут. Для этого достаточно нефти подешеветь, например. Или у нас есть такой феномен, как сезонное повышение спроса на валюту, которое обычно происходит в августе-сентябре. В целом у рубля гораздо больше шансов ослабнуть, нежели вырасти. Все надежды на рост курса рубля связаны либо с отменой санкций, чего не намечается, либо с подорожанием нефти. Гадать здесь бессмысленно.

— Как на нашу экономику повлияли западные санкции и российское ответное эмбарго?

— В случае с эмбарго прослеживается достаточно четкий эффект: оно раскрутило продовольственную инфляцию, однако нельзя сказать, что вклад этого ценового скачка в общую ситуацию был самым большим. По оценкам Минэкономразвития и Центрального банка, в прошлом году примерно 2—2,5% прироста инфляции объясняются контрсанкциями. Самое печальное, к чему привели контрсанкции: это то, что резко уменьшился ассортимент продовольственных товаров, плюс упало их качество. Соответственно, снизилось качество жизни. Можно сколько угодно радоваться тому, что у нас количество сырных продуктов увеличилось на 30%. Но сырные продукты — совсем не то же самое, что сыр. Почему-то есть их не очень хочется. Не говоря уже о том, что очень многие товарные позиции исчезли, причем напрочь.

Что касается западных санкций, то те из них, что направлены против ВПК и нефтегазового сектора, рассчитаны на перспективу. Неполучение военно-промышленным комплексом каких-то комплектующих не может сказаться на нем быстро, поскольку у любого оборонного предприятия есть определенный их запас на складах. Когда этот запас закончится — через полгода, через год — мы не знаем, так как вся статистика ВПК достаточно закрытая.

А вот эффект от финансовых санкций уже очень заметен, поскольку российские банки и компании не могут привлечь внешнее финансирование и при этом вынуждены регулярно платить по долгам. В четвертом квартале прошлого года сумма платежей составляла 10% ВВП, в 2015 году будет около 5% ВВП, в следующем году ожидается 3% ВВП. Это оказывает заметное давление на экономику, заставляя ее отправлять сбережения на оплату долгов, а не на развитие.

— Какие отрасли лучше себя чувствуют в нынешних условиях, какие хуже?

— Думаю, лучше других из наших отраслей чувствует себя связь. Достаточно неплохо — железнодорожный транспорт, объемы грузовых перевозок упали не сильно. Также сельское хозяйство, пищевая промышленность, вдохновленные снижением конкуренции товаров из-за рубежа. Наверное, на этом все. Остальные чувствуют себя плохо — с разной степенью негатива.

— В России сложилось достаточно серьезное социальное неравенство, нет по-настоящему мощного среднего класса. Насколько этот фактор значим для экономики?

— Средний класс — это становой хребет предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса, который по всему миру создает основу экономического роста. Не могут в стране каждый день появляться «норильские никели» и «газпромы». Они есть по одному, и все, новых не будет. Экономический рост связан с появлением предприятий, делающих то, что никто больше не делает. А если среднего класса нет, то и некому развивать бизнес.

— Какие основные финансово-экономические риски сейчас для нас актуальны?

— Есть достаточно высокий риск снижения цен на нефть. Это связано с тем, что с Ирана вот-вот снимут санкции, и он будет готов к выходу на мировой рынок со своей нефтью. А в мире и так предложение «черного золота» сильно превышает спрос. Иранская нефть может снова обвалить цену барреля. Этот риск нельзя недооценивать.

— Есть ли у российской экономики какие-либо надежды на рост, или мы обречены пассивно ждать, что нефть снова подорожает?

— Экономика всегда стремится к росту. Если ей сильно не препятствовать, то она будет расти. Поэтому в принципе наша экономика, как и любая другая, имеет шансы на подъем. Другое дело, что любое правительство может в той или иной степени ей мешать, толкать в совершенно другую сторону, создавать препятствия и лишать надежды на рост. Мне кажется, что в России как раз правительство достаточно активно не дает экономике расти.

— Как это понимать? В России существует проблема плохого управления экономикой?

— Это о плановой экономике можно было говорить, что ею управляют — да и то с достаточно низкой степенью успешности. А сейчас экономикой вообще никто не управляет. А если бы кто очень захотел, то не смог бы. Другое дело, что российская экономическая политика не на высоте. Мне кажется, что основные проблемы у нас лежат не в области экономических решений. Главная беда российской экономики — это отсутствие защиты прав собственности. Третий год в стране падают объемы инвестиций, поскольку нет защиты прав собственности, нет независимого суда, нет политической конкуренции, нет независимых СМИ.

Это политическая повестка дня, здесь нет ничего экономического. Понятно, что, когда власти устраняют политическую конкуренцию или делают суды зависимыми, они думают не об экономике, а о чем-то другом. Но в результате экономика становится ущербной, и политическая система превращается в реальный тормоз экономического развития.

— Могут ли нынешние экономические трудности населения привести к каким-то политическим сдвигам в обществе?

— Мы видим, что десятипроцентное падение уровня жизни населения не вызвало особого социального протеста и никак не сказывается на рейтинге поддержки ни президента, ни правительства. Поэтому у меня на сегодняшний день нет утвердительного ответа на ваш вопрос.

— Как будет меняться экономическая ситуация в стране до конца года?

— Я не люблю фантазировать и не умею гадать на кофейной гуще. Я опираюсь на те факты и тренды, которые вижу. По состоянию на сегодняшний день российская экономика скатывается вниз: темпы спада в феврале—мае достаточно стабильные — 0,6—0,8% в месяц, или 7—9% годовых. Никаких признаков того, что в сентябре, в октябре или в декабре она начнет расти, нет. При этом я понимаю, что рано или поздно спад должен прекратиться. Вопрос в том, как глубоко к тому времени упадет экономика.

Евгений Андреев

Из выпуска от 08-07-2015 рассылки «Новая газета»

http://subscribe.ru/digest/economics/ne … 96329.html

0