Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Клейма советских и российских фарфоровых заводов

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Кузяевский фарфоровый завод

http://elkus.narod.ru/art/mark/image043.jpg

http://elkus.narod.ru/art/mark.html

Гжельский фарфоровый завод

http://www.ozon.ru/multimedia/logo_company/1000470380.jpg

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3135875/

0

2

МАРОЧНИК

Искусствоведы и коллекционеры знают сколько мучительных раздумий отнимает атрибутирование керамических изделий, как много на артрынке блуждает безродной продукции, а то и подделок (фальшаков). Поэтому знание известных марок керамических изделий выбранной тематики является обязательным для коллекционера.

Марки на русском фарфоре стали применяться с 1745 г., когда саксонский мастер К.Х.Гунгер, приглашенный в 1744 г. в Петербург на императорскую службу “для делания голландской посуды, також и чистаго фарфора”, распорядился сделать на первой пробной чашке Императорского фарфорового завода (ИФЗ) надпись о времени и месте её изготовления. Вскоре, в 1748 г., удаленный от должности за профнепригодность, Гунгер, тем не менее, остался в истории русского фарфора хотя бы в таком качестве.

Марка на керамическом изделии в своем понятии несет определенный объем выходных данных изделия и является своего рода гарантией качества его, определяя в то же время репутацию производителя. Не зря в истории имели место такие случаи, когда, как например, М.С.Кузнецов для своего производства приобретал право на использование марки Гарднера.

Марки бывают двух видов: надглазурные и подглазурные.

Выполняют марки, как правило: выдавливанием монограммы, аббревиатуры, надписи или рисунка пуансоном по сырой массе (“в тесте”); оттиском марки штампиком и, наконец, надписыванием (прорисовкой) марки вручную.

Подглазурные марки выдавливают, делают оттиск или надпись вручную на сыром изделии до нанесения глазури (поливы). Надглазурные марки выполняются после декорирования изделия и проходят вместе с последним лишь муфельный (закрепляющий) обжиг.

Кроме марок на основания изделий или на внешние поверхности их часто наносят клейма, даты, надписи, символы, значки, включающие имена художников, мастеров росписи, редко мастеров-форматоров (модельщиков), другую информацию. Особенно часто подобные пометки наносятся на изделия мелкой пластики.

Отметим сразу, что марки на гжельскую майолику конца XVIII века не ставились вообще. На старой гжельской майолике имеются только нечастые даты изготовления изделий и редчайшие надписи. Марки на полуфаянсе производства гжельских частных заводов большая редкость. В Гжели более-менее регулярно стали маркироваться изделия из тонкого фаянса и фарфора, причем преимущественно на относительно крупных (устоявшихся) производствах (авторы сайта имеют намерение рассказать о них позже).

Что касается современных марок, проставлявшихся и проставляющихся на изделиях последовательной цепи производств: артели «Художественная Керамика» (в том числе Турыгинского фарфорового завода), ПО «Гжель», НХП ТОО «Гжель» и ЗАО «Объединение Гжель», то известны 10 заводских и 4 частных марки. Перечислим их в порядке появления:

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M1.jpg

1. Марка с надписью «АРТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА» появилась на изделиях кооперативной артели «Художественная Керамика» с 1940 года. Ставилась на изделиях артели в 1940-х – 1950-х гг.

Описание марки: Два горизонтально расположенных овала (эллипса) - внутренний и наружный, с подрезанными справа и слева вертикальными прямыми краями. Внутри первого овала надпись «АРТЕЛЬ», в верхней половине между наружным и внутренним овалами надпись «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ», в нижней половине, таким же образом, надпись «КЕРАМИКА».

Выполнялась в надглазурном варианте краской красного цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M2.jpg

2. Марка «Х/К» – появилась на изделиях артели «Художественная Керамика» в конце 1950-х гг. и ставилась на них до 1960 года.

Описание марки: Сектор (радиус R = 10 мм, хорда М = 10 мм) с дугой вертикально вверх и аббревиатурой «Х/К», означающей «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА».

Выполнялась в надглазурном варианте двумя красками: красной и реже солью металла, дающей серовато-зеленоватый цвет после муфельного обжига.

3. Марка «Гжель Т/З» – появилась на изделиях Турыгинского фарфорового завода с 1960 года.

Описание марки: Сектор (радиус R = 11 мм, хорда М = 11 мм) с дугой вертикально вверх и аббревиатурой «Гжель/Т/З», отличающей Выполнялась в надглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M4.jpg

4. Марка «Уточка» – появилась на изделиях после 4 мая 1972 года с организацией ПО «Гжель», куда вошли артели: «Художественная Керамика» (цеха в деревнях Турыгино, Бахтеево и Коломино-Фрязино), «Гжельский Гончар» (цеха в деревнях Трошково и Фенино) и фарфоровая инвалидов (в деревне Жирово). Ставилась на изделиях до 1986 года.

Описание марки: Сектор (радиус R = 12 мм, хорда М = 13 мм) с дугой вертикально вниз со стилизованным изображением уточки на бегущей волне и надписью внизу «Гжель».

Выполнялась в надглазурном и подглазурном вариантах краской серовато-зеленоватого цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M5.jpg

5. Марка «Гжель» – ставится на изделиях ПО «Гжель» – ЗАО «Объединение Гжель» с 1986 по настоящее время.

Описание марки: Надпись псевдославянской вязью «Гжель» с размерами 13 (l) х 6 (h) мм (в некоторых случаях наблюдалась марка с размерами сторон 15 х 7 мм). Иногда над маркой сверху, как бы обозначая овал, помещалось клеймо-надпись “HANDPAINTED /”, а внизу, таким же образом “/ inUSSR”. После 1991 года и до настоящего времени вместо этого клейма ставилось такое же, но с надписями ”HANDMADE / “ и “/ INRUSSIA”. Иногда такое клеймо-надпись ставится отдельно (рядом) от марки.

Автор марки предположительно художник-оформитель объединения Владимир Федоренко. Граверы штампика Руф Тимофеевич Королев и возможно гравер Коротков.

Марка и клеймо-надпись выполняются в надглазурном и подглазурном вариантах краской серовато-зеленоватого цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M6.jpg

6. Марка «GZHEL» - появилась на изделиях в 1991 году, по-видимому, в связи с развалом, после августовских событий, государства СССР.

Описание марки: Внутри овала (эллипса) с размерами сторон 14 (l) х 9 (h) мм надпись «GZHEL». Вверху над овалом клеймо-надпись «HANDMADE /», внизу под овалом – «/ INRUSSIA».

Марка и клеймо-надпись выполняются в надглазурном и подглазурном вариантах краской серовато-зеленоватого цвета.

7. Марка «БИДАК-Гжель» – появилась на изделиях частного семейного предприятия художников В.С. и Н.Т. Бидак с 1996 года. Марка не была утверждена Торговой палатой РФ (Роспатентом), хотя проставляется авторами на всех своих изделиях.

Описание марки: Над овалом (эллипсом) с размерами сторон 14 (l) х 5 (h) мм, обозначенным продолжением «хвостов» в буквах Б и К в надписи «БИДАК» с незначительными разрывами образующейся несплошной линии, располагаются слово «Гжель», нарисованное простым прямоугольным шрифтом, и, ещё выше, рисунок «гжельского цветка» с двумя ветками растительности (справа и слева).

Марка выполняется в подглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.
Автор марки В.С.Бидак.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M8.jpg

8. Марка «БИДАК» – пока не появляется на изделиях семейного предприятия художников В.С. и Н.Т. Бидак. На данную марку получен Сертификат Торговой палаты РФ (Роспатента).

Описание марки: Над овалом (эллипсом) с размерами сторон 14 (l) х 5 (h) мм, обозначенным продолжением «хвостов» в буквах Б и К в надписи «БИДАК» с незначительными разрывами образующейся несплошной линии, располагается рисунок «гжельского цветка» с двумя ветками растительности (справа и слева).

Марка должна выполняться в подглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.

Автор марки В.С.Бидак.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M9.jpg

9. Знак (марка) подлинника – введён с 1 декабря 1997 года, как полиграфическая защита от подделок на особо ценные авторские изделия.

Описание знака (марки): На квадратном с окраской серовато-зеленоватого оттенка листке гербовой бумаги с размерами сторон 33 х 33 мм оттиснут синей краской герб РФ (двухглавый орёл) с изображением в центре картинки марки «Гжель» (по аналогии с маркой № 5). По верхнему краю квадрата надпись – «Подлинник», по нижнему – «Остерегайтесь подделок». В практике использования не наблюдалась.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M10.jpg

10. Марка «Гжель-E» на <коронованном> двуглавом орле – появилась на изделиях ЗАО «Объединение Гжель» в 1998 году.

Описание марки: На формате поверхности отпечатка (оттиска) с размерами сторон 18 х 18 мм, заполненном изображением коронованного двуглавого орла – герба Российской империи до 1917 года, являющимся как бы обрамлением центральной части марки, на которую наложена надпись марки «Гжель» (по аналогии с маркой № 5).

Марка выполняется в подглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M15.jpg

11. Марка «Гжель-O» на <коронованном> двуглавом орле – появилась на изделиях ЗАО «Объединение Гжель» в 1998 году.

Описание марки: На формате поверхности отпечатка (оттиска) с размерами сторон 18 х 18 мм, заполненном изображением коронованного двуглавого орла – герба Российской империи до 1917 года, являющимся как бы обрамлением центральной части марки, на которую наложена надпись марки «Гжель» (по аналогии с маркой № 5).

Выполняется в подглазурном варианте, при этом центральная часть марки с надписью «Гжель» выполняется краской серовато-зеленоватого цвета, остальная часть – золотом.

Идея марок «Гжель» на <коронованном> двухглавом орле принадлежит генеральному директору ЗАО “Объединение Гжель” В.М.Логинову и вдове Великого Князя Владимира Кирилловича (внука двоюродного брата Николая II) Великой Княгине Леониде Георгиевне, которая даровала ряду российских фарфоровых заводов формальное право клеймить свою продукцию коронованным двуглавым орлом. Можно к этому праву относиться по разному, в том числе с очевидным скепсисом, но руководство ЗАО «Объединение Гжель» в 1998 году реализовала эту идею в 2 типах (№ 10 и № 11) штемпель-марок.

12. Марка с надписью «НеплюеВ» появилась на авторских изделиях художника ЗАО «Объединение Гжель» Виктора Вячеславовича Неплюева с 2001 года.

Описание марки: Штампик с размерами сторон 11 х 4 мм и надписью «НеплюеВ». Между заглавной буквой “Н” (правой вертикальной линией) и замыкающей буквой “В” (левой вертикальной линией) проведены прямые соединяющие линии.
Автор марки В.В.Неплюев.

Выполняется в надглазурном варианте краской черного цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M13.jpg

13. Марка «Гжель-П<ростая>» стала неофициально, как-то случайно, появляться на левых изделиях ЗАО «Объединение Гжель» с 2002 года.

Описание марки: В эллипсе с размерами сторон 10 х 5 мм надпись обычным прямоугольным шрифтом «ГЖЕЛЬ».

Выполняется в подглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.

http://gzhelcoll.narod.ru/pik/M14.jpg

14. Марка с надписью «ГЖЕЛЬ ХК» появилась на авторских изделиях скульптора-модельщика ЗАО «Объединение Гжель» Алексея Владимировича Рыженка с 2001 года.

Описание марки: Два горизонтально расположенных овала (эллипса) - внутренний и наружный, с подрезанными справа и слева вертикальными прямыми краями, имеющими размеры 15 х 20 мм. Внутри первого овала надпись разномерными буквами «ГЖЕЛЬ», в верхней половине между наружным и внутренним овалами надпись мелкими буквами «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ», в нижней половине, таким же образом, надпись более крупными буквами «КЕРАМИКА».

Автор марки А.В.Рыженок. Марка не имеет Сертификата Торговой палаты РФ (Роспатента).

Выполняется в подглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.

Все подглазурные и надглазурные марки (№№ 2-8, 10-14) и клейма типа «HANDPAINTED / inUSSR» и «HANDMADE / INRUSSIA» на фарфоре выполняются пигментной краской темно-зеленого цвета, разбавленной на воде, с последующим легким нагревом в надглазурном варианте и придающей при этом серовато-зеленоватый оттенок (цвет) марке (клейму).

На изделиях современной гжельской майолики Трошковского и закрытого Фенинского цехов ставились и ставятся те же марки (в основном № 5 с 1988 года или № 6 с 1991 года), что и на фарфоровые изделия, только не пигментной краской, а чернильными оттисками или оттисками светло-коричневой краской.

http://gzhelcoll.narod.ru/mark.html
http://gzhel-info.ru/bd/stamp/

0

3

http://www.geocaching.su/photos/areas/32685.jpg

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7630

0

4

Советский фарфор

Дулево – Дулевский фарфоровый завод

Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым, который менее чем за 20 лет сделал его ведущим фарфоровым предприятием России.

Фарфор завода отличался благородной простотой – ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись – более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль – «агашки». От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них – душа Дулевского фарфорового завода.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/dul/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/dul/1.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/dul/2.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/dul/3.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/dul/4.jpg

ЛФЗ- Ломоносовский фарфоровый завод

Ломоносовский фарфоровый завод, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой, является одним из старейших предприятий нашей страны.

Менялись эпохи. Менялись художественные стили, менялся человеческий быт – завод продолжал работать. Сегодня фарфор с маркой “ЛФЗ” можно встретить в крупнейших музеях мира – Эрмитаже, в музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитэн-музее в Нью-Йорке и др. В Кремле его вручают как правительственные подарки.

Но при этом едва ли найдется в России семья, в которой не было бы сервиза, вазы, настенной тарелки или хотя бы одной чашки с логотипом “ЛФЗ”.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/6.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/7.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/2.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/4.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/5.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/1.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/8.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfz/3.jpg

ЛФЗИ (ЛОЗ) – Ленинградский завод фарфоровых изделий

Ленинградский завод фарфоровых изделий основан в 1920 – х годах при Всесоюзном научно-исследовательском институте фарфоро-фаянсовой промышленности (ВНИИ фарфора, ВНИИФ).
Сначала занимался выпуском технических изделий, затем перешел на выпуск фарфоровой посуды и скульптуры. Первоначально носил название Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ). К этому периоду относится клеймо монограмма ЛЗФИ (1950-е годы). Кроме того, есть экспортная марка ЛЗФИ и различие в сортности – марка кобальтом и зеленая.
В 1970 – 1980-е годы переименован в Ленинградский опытный завод, появляются клейма ЛОЗ и круг, ЛОЗ без круга.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/lfzi/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfzi/1.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfzi/2.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfzi/3.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfzi/4.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/lfzi/5.jpg

Гжель – Гжельский фарфоровый завод

Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры.
Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров.
Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований чайников, кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов и других бытовых и декоративных изделий. За последние десятилетия на Гжельском фарфоровом заводе сформировался коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые ,бережно сохраняя старые традиции, используют передовые методы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, внедрение технологических новшеств, высокий художественный уровень, объем выпускаемой продукции – вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди гжельских производителей традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/gzel/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/gzel/1.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/gzel/2.jpg

Конаково – Конаковский фаянсовый завод

Конаковского фаянсовго завода создано множество прекрасных произведений, часть которых выпускалась и выпускается заводом. В конце 1975 г. был организован участок уникальной, малосерийной продукции, взявшей на себя изготовление наиболее трудоемких произведений, – красивых сервизов и наборов. Ряд конаковских изделий получил государственный знак качества.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/konak/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/konak/1.jpg

Чудово – Фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист» (в г. Чудово)

Фабрика И.Е.Кузнецова была основана в 1898 году, а с 1904 года официально поставляла посуду Двору Его Императорского Величества. В годы советской власти фабрика получила статус завода и продолжала выпускать продукцию как простых, так и элитных сортов.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/chudovo/0.jpg

Вербилки – Дмитровский фарфоровый завод

Вербилки из один крупнейших фарфоровых центров русской культуры. До сегодняшнего времени местные жители берегут неповторимые фарфоровые изделия, а мастера сохраняют прекрасные традиции, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести уникальному производству. Фабрика была основана обрусевшим английским купцом – ФРАНЦЕМ ЯКОВЛЕВИЧЕМ ГАРДНЕРОМ в 1766 (по другим источникам 1754) году. После успешного выполнения заказа императорского двора по изготовлению 4-х орденских сервизов – Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского в 1778-1785 гг., марка вербилковского фарфора получила широкую известность и безусловное призвание. Изделия вербилковских мастеров не уступали по качеству первоклассным изделиям императорского завода. На всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Брюсселе (1958 г.) продукция завода была отмечена Большой Золотой и Серебряной медалями. В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора и в связи с 200-летием со дня основания, предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/verb/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/verb/1.jpg

Городница – Городницкий фарфоровый завод

Городницкий фарфоровый завод носит название им. Коминтерна и входит в состав Всеукраинского треста «Фарфор-фаянс-стекло». В это время выпускаются сервизы чайные, кофейные, основным видом продукции остается скульптура.

С 1929 по 1941 г. особое место в выпуске продукции имеет настольная скульптура. В это время на заводе работали мастера Р. Марчук, Ю. Гаврилюк. Тематика широкая — статуэтки «Танкист», «Летчик», «Пионерка», «Чабан», «Доярка», «Свинарка». К 1930—1937 гг. относится «Гуцулка», «Танцующие дети» Ю. Гаврилюка. Очень популярны и выпускаются большим тиражом его работы «Пинчер», «Окунь», «Попугай Какаду». Работы Р. Марчука — это «Девочка, играющая на скрипке», «Девочка с мячом», «Мальчик в сапогах», «Мать с ребенком». Хорошо выходят у Марчука и анималистические фигурки, например «Гусь».
В послевоенные годы, в конце 1940-х, после окончания Одесского художественно-промыслового училища, на завод приходит О. Крыжановский, З. Мосийчук, Т. Крыжановская. Разрабатываются модели жанровой скульптуры и анималистика, тематическая скульптура — бюсты гетмана Б. Хмельницкого и Ленина (в бисквите), Е. Бикостоцкого.
Работы Т. Крыжановской — «Медведь с балалайкой», «Утка в косынке», «Пара фазанов», «Пара курочек», «Медовница-дыня». Интересна, наполнена легкостью, грациозностью «Балерина» О. Крыжановского.
Очень популярны фигурки: «Девочка с голубями», «Кот с бандурой», «Дед Мороз», «Рыба», пепельница в виде капустного листа, который грызет кролик З. Мосийчук.
В 1950 г. на завод приходит Щербина. Одна из лучших его работ того времени — «Партизанка на лыжах» (1951), скульптура выполнена в бисквите. Работает он и над национальной спецификой: скульптура «Тарас Бульба», группа «Карась» и «Одарка».

http://www.redkie.ru/temp/farfor/gorodnica/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/gorodnica/1.jpg

Песочное – Первомайский фарфоровый завод

История фарфорового предприятия под Рыбинском, в с. Песочное, Ярославской губ. началась с основанной в 1884 г. «Фабрики фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске». В 1886 фабрика была продана торговому дому «Карякин и Рахманов». С 1894 г. она вошла в состав «Товарищества М.С.Кузнецова». Ныне это «Первомайский фарфоровый завод». Основной продукцией завода всегда были чайные и кофейные сервизы, декоративные вазы и так называемый «восточный товар» – наборы для плова, пиалы, чайники, блюда. Завод выпускал и миниатюрную скульптуру. Восточный ассортимент составлял 70% продукции, из них 13% шло на экспорт. Широко применялась ручная роспись по фарфору. В 1936 г. на Первомайском фарфоровом заводе была создана художественная лаборатория, где в разные годы работали художники: М.Ф.Паламарчук, И.И.Гончаренко, Д.Э.Клювгант, В.С.Губанов, Н.Г.Леонтьева, Н.Н.Ораевский, Л.М.Горбунова и Ю.Н.Горбунов, скульпторы В.А.Шестопалов и Ю.М.Львов. В 1960-1980-е гг. завод не раз принимал участие во всесоюзных, республиканских и международных выставках, где его продукция получала высокую оценку.

http://www.redkie.ru/temp/farfor/pes/0.jpghttp://www.redkie.ru/temp/farfor/pes/1.jpg

http://www.redkie.ru/?p=931

0

5

Здравствуйте, уважаемые знатоки! Подскажите, каких заводов эти клейма? http://s020.radikal.ru/i712/1607/6e/498af7d6b052t.jpg http://s020.radikal.ru/i701/1607/69/fcb05b30e1f5t.jpg

0