Кооператоры приходят в Москву и возрождают магазины «Дары природы»

Ирина Жаворонкова, Анна Дерябина

00:25, 15.06.2015

http://pics.rbcdaily.ru/c/345x259/rbcdaily_pics/v4/24/26/67bb4d81ca6848f53cb677ad45f8c8bb.jpg
Фото: ТАСС

Союз потребкооперативов, объединяющий владельцев десятков тысяч сельпо в провинции, планирует стать федеральным ретейлером. Кооператоры запускают сеть продмагов по образцу советских магазинов «Дары природы».

Вперед в прошлое

Российский союз потребительских кооперативов (Центросоюз), который объединяет 27,7 тыс. небольших продуктовых магазинов типа сельпо и райпо преимущественно в сельской местности, в сентябре-октябре запустит собственный коммерческий проект — сеть кооперативных магазинов под названием «Гастроном Центросоюза», рассказал РБК глава союза, член генерального совета «Единой России» Евгений Кузнецов. Первые три пилотные точки площадью 250–300 кв. м откроются в Москве, еще по одной  — в подмосковных Мытищах и Новосибирске. Для развития сети Центросоюз создаст специальную дочернюю компанию. Инвестиции в пилотный проект составят порядка 50 млн руб., вложит их сам Центросоюз. Как поясняет Евгений Кузнецов, собственные средства организации формируются из взносов пайщиков, входящих в объединение.

Новая сеть будет создана по модели магазинов «Дары природы», которые были популярны в советское время: на полках будет 1200–1500 наименований продуктов, которые будут поставлять в магазины небольшие производители — от фермеров до совхозов и сельхозкооперативов, которые не могут пробиться в крупные торговые сети. Среди поставщиков будут как сельхозпроизводители, так и переработчики, обещает Кузнецов. Сейчас договоры уже заключены с 70–80% поставщиков, которые будут нужны для запуска пилота. О советском бэкграунде проекта говорит уже выбранный для него слоган: «Вернись в прошлое, чтобы купить настоящее».

Цены в «Гастрономе Центросоюза» будут как в обычном супермаркете, а отличием магазина должно стать то, что на прилавках будет продукция неиндустриального сельского хозяйства — то есть экологически чистая, выращенная без использования антибиотиков, гормонов роста, рассказывает Кузнецов. Проверять качество продукции будет сам Центросоюз: прежде чем допустить поставщика на прилавок, эксперты организации будут оценивать на месте процесс производства и проверять продукцию в специальной лаборатории.

Выделенные на стартап инвестиции пойдут на ремонт магазинов (часть в собственности у Центросоюза, часть в аренде), закупку оборудования, продвижение и прочее. Если пилотный проект будет успешным, то есть через полгода после запуска выйдет в ноль или закончит этот период с небольшим минусом, сеть будут масштабировать, говорит Кузнецов. За господдержкой по примеру Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, которые попросили президента Владимира Путина оказать содействие в финансировании развития сети закусочных «Едим дома», Центросоюз пока не обращался, но будет не против, если государство обратит на проект внимание, сказали РБК в Центросоюзе.

Второй подход

Запуск новой сети — не первая попытка Центросоюза вернуть к жизни советские кооперативы. В 2009 году Центросоюз уже пытался реанимировать коопторги на деньги инвесторов, создав для этого ООО «Единая торговая система Центросоюза», писал Reuters. Тогда также планировалось создать единую систему закупок и разработать единый бренд КООП. Среди возможных инвесторов называли АФК «Система» и Сбербанк, однако официально они не подтвердили возможное участие, а сам проект был свернут. Евгений Кузнецов поясняет, что пилотный проект тогда проводился на локальном уровне, в Ульяновской области, и без непосредственного участия головного Центросоюза. В результате пилот был закрыт как неуспешный, Кузнецов добавляет, что между старым и новым проектами есть принципиальная разница: тогда речь шла об объединении всех сельских магазинов Центросоюза в торговую сеть, а сейчас, наоборот, о том, чтобы привезти сельскую продукцию в город.

За последнее десятилетие количество рынков и небольших магазинов, с которыми могли работать мелкотоварные производители, сократилось в несколько раз, поэтому идея может быть востребована рынком, говорит заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. «Многое будет зависеть от организации работы и логистики. Особое внимание придется уделить контролю качества продукции, так как конкурировать с крупными сетями по цене будет довольно сложно из-за их высокой технологичности и больших объемов закупок. Оправдается только ставка на уникальный ассортимент и непромышленное качество продукции», — уверен он.

Потребность в натуральных продуктах у жителей Москвы есть, признает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Но он сомневается в том, что Центросоюз сможет создать настоящую сеть. «Крупные сети сейчас развиваются гораздо быстрее мелких, развитие самостоятельных сетей, особенно стартапов, сильно осложнено, — говорит он. — Проект может вообще не окупиться». В успешности проекта сомневается и аналитик отдела исследований рынка CBRE Максим Палт: «Идея хорошая, однако многое будет зависеть от локации объектов. Они должны располагаться в сформировавшихся торговых зонах с хорошей проходимостью. Не уверен, что Центросоюз сможет правильно подобрать помещения, они не профессионалы в этом деле».

В конкуренции за поставщиков с крупными сетями такие магазины однозначно проиграют, уверен представитель ГК «Рудо» (производитель безалкогольных напитков, пива и кваса) Александр Старцев. «Когда компании или сельхозпроизводителю нужны просто продажи, такой формат интересен, но большие магазины все равно в приоритете, поскольку они дают объем и большой оборот, что позволяет загрузить мощности», — говорит он. По его мнению, если сеть Центросоюза при масштабировании не сможет решить проблему логистики, ей вряд ли удастся работать напрямую с производителями сельхозпродукции: колхозы и небольшие компании не будут сами заниматься логистикой, им удобнее работать через распределительный центр дистрибьюторов. Средний производитель будет рад, если такая сеть, чем-то отличающаяся от других, появится в России, но ему удобнее работать не напрямую с торговыми точками, а через дистрибьютора, говорит президент национальной ассоциации «Регионпродукт» Иван Меркулов (занимается маркетингом региональных брендов, например «Хакасская баранина»). «Наше производство в первый год составит 50 тыс. т, и мы точно будем работать через налаженный канал с оптовиком. Если они будут сами решать проблемы логистики — мы готовы будем работать с ними напрямую», — отмечает он.

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/v4/64/00/c6e8afd313e944ba45d3c32bcca93cb5.jpg

http://rbcdaily.ru/industry/562949995610610