Как ролевая игра помогает женщинам полюбить себя

Заложенная в человеке способность к сопереживанию и виртуальная реальность вместе оказывают мощный терапевтический эффект на людей, которые не довольны собой и мучаются от этого, выяснили ученые

ТЕКСТ: Вера Ерохина

http://bg.ru/media/upload/files/458295639_crop_1415972451.jpg
Thinkstock/Fotobank.ru

В виртуальной реальности мы можем выбирать себе образы с любым характером и внешностью  и даже поговорить сами с собой. Ученые решили использовать возможности таких технологий в психологических целях, чтобы с помощью виртуального диалога, посмотрев на себя со стороны, люди учились бы сами оказывать себе моральную поддержку.

Motherboard рассказывает о результатах исследования, опубликованного в журнале PLOS One и посвященного использованию виртуальных технологий для помощи чересчур самокритичным людям. В исследовании приняли участие 43 женщины, которые очень критично относились к себе.

Успокой себя сам

С помощью программы Oculus Rift, создающей виртуальную реальность, женщины погрузились в ролевую игру. Они успокаивали плачущего ребенка заранее подготовленными подбадривающими словами, и ребенок переставал плакать. Затем они менялись местами. В роли ребенка в виртуальной реальности выступали они сами и слышали собственную успокаивающую речь.

Суть эксперимента заключается не столько в том, что человек произносит утешающую речь, сколько в том, что он ее слышит от самого себя. Согласно соавтору эксперимента, специалисту по виртуальной реальности из Университетского колледжа Лондона Мелу Слейтору, такая ролевая игра может помочь посочувствовать себе людям, которые обычно к себе безжалостны. Ученые пригласили именно женщин, так как чаще всего самокритичность свойственна женщинам и иногда даже приводит их к депрессии.

"Люди, которые умеют сопереживать самим себе и другому человеку, лучше справляются со стрессом, жизненными неурядицами и плохим настроением", – считает участвовавший в разработке эксперимента психолог Университетского колледжа Каролайн Фалконер. Подход ученых основан на работе одного из соавторов эксперимента, Пола Гилберта, который развивал принцип так называемой терапии сопереживания. 

Если одна группа участников оказывалась на месте плачущего ребенка и слушала подбадривающие слова как участник диалога, то другая группа попробовала наблюдать со стороны за тем, как они сами утешают ребенка. Согласно ученым, у первой группы наблюдалось заметное повышение уровня сопереживания самому себе, хотя опыт оказания поддержки и наблюдения за сопереживанием также оказался небесполезным. "Это первый опыт стимуляции положительных эмоций и преодоления негативных эмоций, например страха, с помощью виртуальной реальности", – пишут ученые.

Сопереживание лечит

Возможно, идея оказаться на месте плачущего ребенка и слушать собственные утешения кому-то покажется странной. Согласно Фалконер, основная причина выбранной ролевой игры связана с тем, что утешать расстроенного маленького человека – это естественная реакция. Для авторов эксперимента было важно, чтобы, оказывая сочувствие, участники эксперимента чувствовали себя максимально естественно, а с утешением взрослых связано множество социальных ограничений, например, мы не всегда уверены, что взрослый человек достоин сочувствия. "В технологическом плане это идеальный вид ролевой игры, – пишет Слейтер, – потому что наш мозг очень легко приспосабливается к телесному образу".

Это хороший способ научиться изменить свое отношение не только к самому себе, но и к другим людям. В прошлом году Слейтер проводил другой эксперимент, в результате которого он выяснил, что после того как люди оказываются в виртуальной реальности в роли чернокожего, они избавляются от некоторых расовых предрассудков.

Ученые надеются, что смоделированную ими игру, обучающую сочувствию к самому себе, в будущем будут применять в психологической терапии, а, возможно, даже использовать для самопомощи.

http://bg.ru/technology/kak_rolevaja_ig … aign=basic