Почему Россия не вымрет

Сергей Слободян

http://slon.ru/images3/6/1100000/632/1181791.jpg

Три четверти года позади, и уже можно достаточно уверенно прогнозировать итоговый естественный прирост. В том, что это будет именно прирост, а не убыль, я абсолютно уверен. И это несмотря на то, что без учета миграции по итогам первого квартала и первого полугодия население России уменьшилось. В отдельно взятом июне оно сократилось на 24,6 тысячи человек. И все же это не повод говорить о возвращении к многолетнему спаду, продолжавшемуся до 2013 года.

Рождаемость, так же как и смертность, в России имеет ярко выраженный сезонный характер. Если просто распространить тенденцию первого полугодия на весь год, можно получить серьезную ошибку (и, к сожалению, такое мы видели сплошь и рядом). График ниже показывает, как сильно показатели рождаемости и смертности колеблются в зависимости от времени года. Я построил его на базе помесячных данных Росстата за 2002–2013 годы, усреднив их по годам, чтобы получить ясную картинку.

Динамика рождаемости и смертности в России в зависимости от времени года

(Индекс = среднее за месяц ежедневное число рождений или смертей по отношению к средней за год ежедневной рождаемости или смертности)

http://slon.ru/images2/2014/11-07/grafff.png
Источник: Росстат

На картинке очень явственно видно, что интенсивность смертности с января по май выше средней, а рождаемость как раз ниже. Во второй половине года соотношение меняется на обратное: рождаемость выше средней с июня по октябрь, а смертность даже в декабре ниже.

То есть в среднем за первый квартал рождается 23,9% тех, кому доведется родиться за год, а умирает 26,1% тех, для кого год станет последним. За первую половину года в среднем рождается и умирает 48,2% и 51% от годового итога. Вот почему итоги первого полугодия склонны завышать среднегодовую смертность и занижать рождаемость.

Что же можно сказать о прогнозе на этот год? Если принять, что картина сезонности в 2014 году не отличается от средней кардинальным образом, то ситуация такая. Без учета Крыма и Севастополя родилось в январе – сентябре 2014 года 1,437 тысячи, а умерло 1,406 тысячи человек. Мой прогноз на весь 2014-й год: 1,923 тысячи рождений и 1,872 тысячи смертей, что дает 51 тысячу естественного прироста за год. Погрешность не превышает 10 тысяч.

Разумеется, случиться может всякое – лето 2010-го, жаркое и дымное в самых густонаселенных частях России, привело к пику смертности и оконфузило немногих демографов-прогнозистов. Если декабрь, к примеру, выдастся на диво морозным, смертность может быть больше, чем средняя по этому месяцу.

Согласуется ли мой расчет с собственным прогнозом Росстата? Скорее да, чем нет. Последний официальный прогноз, не включающий Крым, был дан в Демографическом ежегоднике за 2013 год. По традиции он состоит из трех сценариев, цифры в которых существенно разнятся. «Высокий», или самый оптимистичный сценарий Росстата предполагал естественный прирост 86,5 тысячи человек (1,888 тысячи родившихся и 1,801 тысячи умерших), «средний» – убыль 76,8 тысячи (соответствующие цифры – 1,82 и 1,896). Ну и «низкий» – убыль 272,4 тысячи человек (1,752 против 2,024).

В последние годы реальная величина естественного прироста имеет склонность попадать в вилку между «средним» и «высоким» прогнозами Росстата на год вперед. По рождаемости, которая никак не хочет падать, несмотря на давно начавшееся снижение количества женщин в самых массовых детородных возрастах, Росстату иногда вообще не удается закрыть своей вилкой реальность, как, скорее всего, случится в этом году. По смертности 2014 год, вероятно, будет близок к «среднему» сценарию.

Этот год в области демографии выдался очень скучным. Никто уже не вопит в отличие от 2013-го, что естественный прирост сменился падением, увидев отрицательные цифры в первом полугодии. Закрадывается в голову сумасшедшая мысль – неужели кто-то учится на своих ошибках?

Даже депрессивные прогнозы Американского статистического бюро (Population Reference Bureau), традиционно пророчившего катастрофическое падение населения России к 2050 году, после 2010-го перестали напоминать фильмы ужасов. Перестали их подхватывать в поисках жареных сенсаций и все хоть чего-то стоящие сайты, газеты и телестанции с заголовками типа «Население РФ сократится вопреки воле Кремля». Больше никто не выдает прошлогодние данные PRB за свежие в погоне за броским заголовком. Плакать больше не о чем. Скучно, девушки!

Значит ли это, что все прекрасно и никакой демографический кризис России не грозит? Разумеется, ответ отрицательный. Смертность в 2014 году не падает по сравнению с 2013-м. Да, рождаемость выше самых оптимистичных прогнозов, но эти дети вступят в трудоспособный возраст только через четверть века. Прогнозы по падению количества населения в трудоспособных возрастах остаются угрожающими, с пиком около миллиона человек за 2016 год. Впрочем, потом падение становится куда мягче, даже сменяясь приростом в 2025 году в «высоком» варианте прогноза Росстата. Анализ того, насколько пессимистичен этот прогноз, оставим до следующего раза.

http://slon.ru/economics/pochemu_rossiy … 1791.xhtml