​'У нас появились заказчики в Крыму, но потом мы отказались. Мы - немецкая компания'

Компания Futteralhaus, которую создал русский архитектор Максим Куренной, в прошлом году вышла на наш рынок с революционной идеей. Куренной предложил среднему классу красивые и дешевые дома по цене около 30 тысяч евро. Но, как выяснил БГ, прорыва не получилось. Частным заказчикам по-прежнему не нужна рациональность, а государственные просят слишком большие скидки

ТЕКСТ: Ольга Траханова

http://bg.ru/media/upload/files/FH25_photo_008.jpg
Максим Куренной

Дома Максима Куренного выглядят как гости из романов Стругацких о коммунистическом будущем: светлые, маленькие, экологичные и очень скандинавские по духу. В таких домах, вероятно, и должно было жить человечество Мира Полудня.

Смысл проекта Куренного, который он назвал Futturelhaus, заключался в том, чтобы предложить поумневшему, пережившему кризис и считающему деньги российскому среднему классу дешевое, красивое и рациональное дачное решение. Вместо сотен бревенчатых, дощатых и "сендвичных" конструкций от разномастных "Зодчих" – три типовых проекта домов на 25, 50 и 100 метров. Самый дешевый за 25 тысяч евро, самый дорогой – 50, цены предприниматель указывает без НДС.

Решение Куренного выглядело так свежо, ответственно и футуристично, что о предпринимателе написало интернет-издание Look At Me.

http://bg.ru/media/upload/images/857606_546209815445799_996941921_o.jpg
Максим Куренной

Спустя год, Куренной не растерял оптимизма, но понял, что думал о российских заказчиках слишком хорошо. Современная российская семья не сильно интересуется экологическими параметрами дома и его стоимостью, людям нужны дома с дизайном и готовые к проживанию зимой. Крупные корпоративные и государственные заказчики не верят, что рентабельность бизнеса Куренного составляет всего 10%, и требуют огромные скидки.

БГ распросил предпринимателя об итогах года, окупаемости и вкусах россиян.

- Вы начали бизнес год назад, были полны энтузиазма тогда. Не разочаровались?

- Есть несколько проблем, которые мы не предвидели изначально. Мы планировали строить дешевые дома, но стало ясно, что людям важна не только стоимость. Людям важен дизайн, для меня это был шок. Я ушел из дизайна, мне надоел дизайн. Сейчас приходится пересматривать подход.

Мы поняли, что своё производство необходимо. Но мы будем делать его не в России, а в Германии. В России очень дорогая аренда, а производительность труда гораздо ниже. Виноваты не люди, а просто в целом так получается. Еще очень сложно стало переводить деньги из России в Германию и наоборот.Мы оказались в некоторой изоляции.

Но в целом я по-прежнему полон энтузиазма. Но понял, что путь к успеху будет долгим.

- Прибыль есть?

- Нет, по моим подсчетам мы будем в плюсе возможно через 2 года 

- Сколько домов уже построили?

- Мы построили четыре прототипа, один продали, один сейчас заканчиваем. Мы не принимаем заказы до февраля: хотим улучшить многие моменты, а потом заказать небольшую партию домов, чтобы дать заказчику нормальную цену. Сейчас цена на 15% выше, чем должна быть.

- Кто ваши клиенты?

- Люди среднего возраста, семейные, с высшим образование. Наш клиент должен понимать хотя бы, что такие фенолы. Большинство наших заказчиков москвичи.

Недавно мы проверяли рынок Белоруссии. Люди там по-европейски ориентированы их все устраивает, кроме цены, потому что живут белорусы бедно. Но интерес огромный.

До событий на Украине мы проверяли там рынок. Был сумасшедший фидбэк, просто сумасшедший, даже появились заказчики в Крыму. Но потом мы от дома на территории Крыма отказались.

- Почему?

- В РФ находится наш филиал, головной офис в Германии.

"КРУПНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ БОЯТСЯ РИСКОВАТЬ. ОНИ ХОТЯТ ЧУДОВИЩНЫЕ СКИДКИ В 20%, НО ДЕЛО В ТОМ, ЧТО У НАС РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 10%"

- Бизнес-идея за год не изменилась? Небольшой участок земли и дешевый красивый дом для молодой семьи за миллион рублей?

- Не изменилась. Важно, что наш дом не является объектом недвижимости. Поэтому вы можете не покупать землю, а арендовать у государства. Это намного дешевле.

Например, я арендовал поле возле дачи в Псковской области. Сегодня это стоит 18 тысяч рублей в год за 45 соток. Если вам не нужно 45 соток, можно арендовать 15 соток за 6 тысяч рублей в год.

- В цену дома входит стоимость мебели?

- Да, это или наша встроенная мебель, или мебель из ИКЕА, которую мы доделываем. Вся мебель в нашем доме имеет закругленные углы, острые углы на уровне виска малыша опасны. На мебели из ИКЕА мы их тоже закругляем.

- Среди потенциальных заказчиков были компании или госструктуры?

- Да, были. Загородные отели. И был замечательный проект «Дом для престарелых».

- Это осуществленные проекты?

- Нет, но некоторые еще находятся в стадии переговоров. Мы делали расчеты, и выяснили: идеально окупается модульный отель из наших домиков на 20 и на 80 номеров. Стоимость номера-коттеджа получалась около 30 тысяч евро, окупаемость - примерно три года, это хорошие показатели. Если бы у меня были деньги, я бы инвестировал их в такой проект и сам сдавал в аренду.

С крупными проектами сейчас вообще сложно. Крупные заказчики боятся рисковать. Они хотят чудовищные скидки в 20%, но дело в том, что сама наша рентабельность 10% . Мы сами установили себе такую планку .  Мы не может дать скидку 20% нам невыгодно, мы можем скинуть 2%.

Еще мы не любим, когда просят сильно изменить проект, нам это неинтересно. У нас никогда не было задачи  любой ценой получить заказ.

- Россия готова к вашим домам? Что сегодня по этому поводу думаете?

- Я сам готов  жить в таком доме. У нас есть заказчик, он купил в ипотеку квартиру, которую сдает в аренду. За счет полученных денег он гасит ипотеку и гасит кредит, который взял на покупку нашего модульного дома, где он планирует жить с семьей. 

В Москве и области 800 тысяч домохозяйств могут позволить и хотят купить себе дешевый дом площадью до 100 метров с небольшим участком земли. Если хотя бы один процент этого спроса закроет наша компания, это получается восемь тысяч домов. Это немало, правда?

http://bg.ru/society/u_nas_pojavilis_da … tom-21904/