Как не перегореть на работе: искусство быть счастливым

Когда-то пределом мечтаний была престижная должность в крупной компании, чтобы можно было позволить себе «всё». Цели достигнуты: есть большая зарплата, но пропал «вкус к жизни». BFM поговорил с успешными людьми о том, как не перегореть на работе

Текст: Тимур Акулов

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2014/09/15/offline_photoxpress.jpg
Фото: PhotoXPress

Люди нуждаются в знаниях о себе, своей природе и том, как грамотно распоряжаться тем внутренним богатством, которым они обладают. Строя успешную карьеру, многие забывают о том, что для них действительно важно. Зачастую 30-ти летние менеджеры компаний выглядят на 40, и внутренне чувствуют себя так же. Их образ жизни, напряжение и стресс, который накапливается за 12-ти часовой рабочий день, редкие выходные и отсутствие глубокого удовлетворения от своей работы постепенно разрушают здоровье и понижают уровень жизненной энергии. Отчасти для тех, кто много работает, но не чувствует «вкуса жизни» и появилось такое движение, как «коучинг».

Мнение эксперта:

Антон Комолов теле- и радиоведущий

Для того, чтобы работать и «не перегорать», я следую тренду: когда Госдума сказала, что нужно запретить лампы накаливания и заменить их на светодиодные, я тоже стал гореть не как лампочка накаливания, а как светодиод. Если серьезно, то когда работа любимая, то ты ее не замечаешь, и у тебя хватает время и на несколько работ, и даже еще чуть-чуть остается. Есть замечательное выражение, с которым я полностью согласен: найдите себе работу по душе и вам больше никогда в жизни не придется работать

Профессия коуча пришла в Россию с Запада вместе с новыми темпами деловой жизни. По сути, коуч – это личный наставник в работе и личной жизни. Он помогает учиться новому в бизнесе, совершенствоваться в отношениях, овладевать мастерством в той сфере, которая необходима человеку. Главной проблемой людей, особенно если они почти все время отдают работе, является разрыв между истинными ценностями и тем образом жизни, который они ведут, говорят эксперты. Это лишает человека успеха и ощущения счастья. Для больших компаний сегодня коучинг это решение многих проблем: персональный тренер делает сотрудника более продуктивным на работе, открывает его с новой стороны.

Всю жизнь человека можно сравнить с деревом, рассказывает эксперт по стилю жизни Светлана Ланда. Состояние кроны напрямую зависит от того, какую жизнь он ведет. Плоды дерева – это успехи человека, то, чего он уже добился. Они есть в разных сферах жизни: здоровье, карьера, отношения – то, что важно для каждого индивидуально. Все дерево питается источником глубинных вод – истинными ценностями человека. Именно ими нужно руководствоваться, чтобы найти баланс между работой и жизнью. Сделать первый шаг просто: нужно определить, каких целей человек уже достиг  и чего ему только предстоит добиться.

Мнение эксперта:

Светлана Ланда Эксперт по образу жизни Life&Work Balance

Иногда человек не осознает, что для него действительно важно, и образуется несоответствие между тем, что он действительно хочет и тем, что происходит. Нужно посмотреть на себя, разобраться в глубинных ценностях, то есть в корнях дерева, которые дают основу и помогают принимать жизненно важные решения. Ведь самые важные и быстрые решения в нашей жизни мы принимаем сердцем. Если мы хотим добавить что-то еще рассудком, то решение можно принять очень быстро, потому что видно: удовлетворяется наша ценность или нет. Умение на осознанном уровне обосновывать для себя и для других свою жизненную позицию – этому нужно научиться.

По каким-то причинам мы отказались от своей мечты, от своих желаний, и начали руководствоваться поверхностными вещами и наносными ценностями. У кого-то это был долг, кому-то помешали лень или страх. «Я не могу, потому что я должен». Сложно смириться с мыслью, что мы никому ничего не должны, но сделать это непременно нужно, если мы хотим обрести гармонию с собой. То, что мешает нам это сделать, жуки-короеды нашего «дерева жизни» – страхи, неуверенность в себе, комплексы. Они забирают у нас много энергии и не дают реализовать задуманное, ведь по большому счету человек сам придумывает для себя отговорки.

Многие из нас живут еще детскими стереотипами, или стереотипами наших родителей, которые говорили, к примеру, что деньги должны зарабатываться трудно. И вот человек работает по 15 часов и говорит: «Так должно быть, честные деньги можно заработать только потом и кровью». А его друг работает 4 часа и говорит, что «деньги, это легко, нужно просто шевелить мозгами». Это две реальности и две разных судьбы, обращает внимание Светлана Ланда. И касается это не только денег, но и отношений, и здоровья, и других сфер жизни.

Мнение эксперта:

Вадим Дымов Основатель компании «Дымов»

Секрет очень прост. Надо иметь понятные и четкие жизненные принципы и стараться им следовать. Приходя работать в любую организацию, ты должен понимать, что в ближайшие два, три, четыре года ты, в зависимости от своих жизненных целей, ты связал себя с этой организацией. И готов разделять философию этой компании. Общаясь с людьми на работе, надо стараться не носить масок и не выставлять себя тем, кем ты не являешься. Стараться вести себя так, чтобы твое поведение служило примером для других. Но при этом не выпячивать это. И тогда успех начнет сопутствовать. Думаю, что счастье – это как раз гармония между жизненными принципами и целями, и их достижение. Надо приносить пользу своей компании, при этом получать удовольствие, и от работы, и о жизни

У нас есть два сценария жизни: либо мы живем исходя из наших ценностей, либо в соответствии с нашими страхами. Важно увидеть, какие ценности не могут быть реализованы, потому что у нас не было раньше подробного опыта. К примеру, не было опыта зарабатывать деньги легко, или не получалось выстраивать верные и прочные отношения между людьми.

Коучи дают определенные задания, через которые нарабатывается этот опыт. Человек развивает нужные ему качества : это могут быть открытость, уверенность, интуиция и многие другие. Изменение – естественный процесс, и в кризис человек либо меняются, либо по спирали скатывается вниз. Мы живем во время, когда люди все больше задумываются над тем, что происходит с ними и с их жизнью. «Бывает, что человек видит, что изменения произошли у его друзей или знакомых, а сам он стоит на месте. «Если у них получилось, почему не может получиться у меня?» Успешные люди знают закон развития, и чтобы получить то, чего никогда не имел, придется делать то, чего никогда не делал. Если хочешь что-то изменить, начни в этом направлении развиваться», говорит Светлана Ланда. Когда меняешь что-то внутри себя, снаружи тоже начинают происходить реальные изменения.

Мнение эксперта:

Герман Клименко Владелец сервиса статистики liveinternet

Очень сложно заниматься работой, которая не нравится, и заставить себя ее любить. Нужно обязательно найти то, что нравится. Потому что если будешь заниматься тем, что не нравится, рано или поздно сопьешься. Должна быть цель какая-то в конце. Когда мы принимаем лекарство, мы знаем, что оно горькое, но мы так же знаем, что потом нам полегчает. Так же и с работой. Если не нравится работать бухгалтером, а хотите работать директором, то нужно добавить какой-то опыт. То есть поставить себе цель, что через два года вы должны стать лучшим бухгалтером всех времен и народов, и потом стать директором. Удовольствие от цели должно перекрывать неудовольствие от работы. У меня аудиторская фирма и я не могу сказать, что когда начал заниматься этим, мне нравилась бухгалтерия. Но для того, чтобы руководить аудиторской фирмой, нужно же что-то знать о бухгалтерии. Поэтому я какое-то время работал бухгалтером, хотя я это дело не люблю. Каждый для себя придумывает свои психологические уловки

Корректируя свою жизнь согласно истинным желаниям и ценностям, меняется не только какая-то одна сфера жизни человека – преображения начинают происходить во всем. Многим компаниям не важно, как развиваются их сотрудники. Другие поняли, что хорошо работать и приносить пользу может только счастливый человек. Сегодня при многих западных компаниях есть должность коучера, который как раз за этим следит. Там поняли, что счастливый сотрудник – полезный сотрудник. Поэтому в таких компаниях много времени уделяют как общим тренингам по мотивации, так и индивидуальному развитию особо ценных кадров.

Мнение эксперта:

Светлана Ланда Эксперт по образу жизни Life&Work Balance

Жизнь «как у белки в колесе» приводит к усталости и депрессии, но инерция засасывает. Нет ничего удивительного в том, что эмоциональное выгорание становится распространенным явлением сотрудников, которые живут по сценарию «День сурка». Я застала себя именно в этом состоянии, когда много лет назад переживала свой собственный кризис среднего возраста. Моя жизнь была наполнена «под завязку» – обычный сценарий топ-менеджера: встречи, звонки, дела, обязательства. Мне казалось, что стать еще и еще эффективнее – это выход, и вот тогда время появится, и будет мне счастье. Какую цену я платила за это? Я чувствовала, что в этой гонке теряла себя. Утром просыпалась со стойким желанием не идти на работу. А внешне все было «нормально» – карьера, успех, деньги

На Западе с этой проблемой столкнулись раньше: уже в середине 90-х там заговорили о важности баланса между работой и отдыхом, заботой о здоровье и личном развитии. Life&Work Balance теперь уже стал обязательной дисциплиной для лидеров бизнеса в ведущих школах MBA на западе. В России корпоративный мир начал бить тревогу последние пять лет и искать выход: что сделать, что бы талантливые сотрудники могли надолго сохранять интерес к работе, оставаясь энергичными и мотивированными. Потому что с одной стороны  «незаменимых нет», но на поиск и обучение высококлассного специалиста требуется минимум полгода-год. И вот последнее время ведущие компании стали привлекать консультантов и  коучей, чтобы изменить тенденцию, удержать ценные кадры.

http://media.bfm.ru/page/default/2014/09/15/harmon_1.jpg
Фото: PhotoXPress

Инструменты Life&Work Balance, благодаря которым можно достичь желаемого, может применить каждый. Начать стоит с небольшой практики, чтобы проверить, насколько жизнь соответствует вашим ценностям. Запишите 5-7 ценностей, вещей, которые являются главными в вашей жизни. То, что вас мотивирует. Просматривая список ценностей, задавайте себе вопрос: «Почему я считаю это важным?» Запишите ваши самые смелые мечты. Составьте список из 7-10 вещей, которые вы хотите сделать, иметь или кем/каким вы хотите быть. Вспомните свои цели, планы на ближайший год-три. Запишите их.
 Проверьте, согласованы ли ваши цели с тем, что является ценным и важным для вас. Спросите себя: живу ли я в соответствии с тем, что для меня важно?
 Какие ограничения, страхи и установки могут помешать жить полной жизнью? Задайте себе вопрос: «Что мне следует пересмотреть, преодолеть, изменить, чтобы жить еще более полной жизнью?»

Сократ говорил: «Каждый человек знает истину. Я помогаю этой истине родиться». Если человек счастлив, свою работу он делает намного лучше, говорит  Светлана Ланда, эксперт по образу жизни и президент Style of Life Academy. Сейчас настает новая эра в управлении персоналом и время, когда конкурентное преимущество будет у компаний, помогающих раскрыть внутренний ресурс сотрудников. И не только для реализации их потенциала в бизнесе, но и в других областях жизни. Искусство быть счастливым не такое сложное, когда точно знаешь, чего хочешь. 

http://www.bfm.ru/news/272702