Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Теория и практика женской красоты

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как жилось крашеным блондинкам в Древней Греции и Древнем Риме

Анна Гариева

http://slon.ru/upload/iblock/679/679954005863ce62acf800d074195ec3.jpg

В «Читалке» в июле прошла серия лекций «Убийственный арсенал: теория и практика женской красоты». Мария Яшкова, историк моды и коллекционер винтажа, поэтапно рассказала о том, какими были представления о красоте и средства ее достижения и поддержания в разные эпохи. Сегодня мы публикуем первую часть материалов этого цикла. Речь пойдет о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

В доисторические времена отношение к женской красоте было функциональным – красивая женщина равно здоровая, без видимых дефектов внешности, сильная, способная к размножению. Но уже тогда люди знали, что растительные масла хороши для увлажнения кожи, а животные жиры защищают ее от холода и ветра. Появляется даже и то, что мы назвали бы декоративной косметикой, в основном это красящие составы из соков растений. Их используют в обрядовых целях.

Древний Египет

Средства по уходу за собой

Косметика в привычном для нас понимании появилась в Древнем Египте, но изначально ее использовали жрецы. Краску делали из сурьмы и эфирных масел. Функция косметики была скорее не декоративной, а символической, например, подведенные глаза, или «глаз сокола», – это символ борьбы света и тьмы. Правда, иногда подводкой пользовались для защиты глаз от песка в ветреную погоду.

В примерно 3000 году до нашей эры макияж используют уже не только жрецы, но и фараон, его супруга и приближенная знать. И тут меняется его функция – из сакрально-символической становится социальной, так как использование косметики отличает элиту от простолюдинов.

К 1300 году до нашей эры практика по уходу за собой стала доступной почти каждому египтянину, и особое внимание уделяли коже. Для начала ее натирали нильским илом (аналог современных скрабов), потом отшелушивали при помощи плотной пасты из глины, затем смазывали маслами. После этого в ход шла защитная паста – это было важно для придания коже нужного оттенка. Идея аристократической бледности родилась отнюдь не в XVIII–XIX веках, а именно в Древнем Египте. Египетские высшие круги использовали солнцезащитные мази из плотного животного жира, более того, применяли нечто вроде современного тонального крема – примешивали к этим пастам и жировым мазям светлую охру, и получался крем, близкий по цвету к коже человека. Разницу оттенков кожи можно наблюдать на многих фресках и скульптурах, сохранившихся до наших дней.

Глаза выделяли подводкой из мелкого толченого лазурита, тени делали из толченого же малахита и оксида меди. Иногда добавлялся толченый перламутр, что придавало векам ярко-синий насыщенный цвет и блеск, как у героини фильма «Клеопатра». Для губ использовалась красно-оранжевая охра или кармил.

Раскраска получалась настолько плотной и интенсивной, что порой было трудно определить, живой это человек или статуя.

Фигура и тело

В Древнем Египте ценились стройность и гибкость. Фрески воспроизводят пропорции негроидной расы – короткий торс и очень длинные ноги. В настоящее время сохранилось мало исторических сведений о том, как поддерживали себя в форме египтянки, в том числе недостаточно информации о способах питания. Однако известно, что основу рациона составляли хлеб, пиво, овощи, существенно меньше в нем было продуктов, содержащих белок (дичь, рыба, мясо).

Уход за волосами

На фресках и расписанных скульптурах можно заметить египтян с абсолютно черными волосами. Исследования же показали, что природный цвет волос у них был каштановым. Но густые черные волосы рассматривались как эстетический идеал. Чтобы достичь насыщенного оттенка, использовали черную хну и сок можжевельника. Когда появлялась седина, в ход шло магическое средство из крови черного буйвола. Египтяне верили, что таким образом не только цвет передавался волосам, но сила и мощь животного переходила к человеку. Мыли голову примерно раз в неделю – водой и лимонным соком. Много использовали ароматических масел, и масло пихты предназначалось для массажа головы.

Ко времени правления Эхнатона и Нефертити большое распространение получили парики. Их украшали перьями, обручами, раковинами. Самые дорогие парики делали из натуральных волос, они требовали особого ухода. Парики подешевле – из смеси натуральных волос, шерсти и растительных волокон, ну а самые дешевые целиком состояли из растительных элементов и вид имели соответствующий.

Косметика и уход за собой

Когда ученые обнаружили парфюмерную фабрику Клеопатры, там нашлись многочисленные следы веществ, которые и в настоящее время используются при изготовлении косметики. Только сегодня их делают с добавлением консервантов, заменяя натуральные ингредиенты синтетическими аналогами.

В папирусах времен Клеопатры описана методика превращения старца в юношу с помощью мазей и косметических средств. Египтянки делали маникюр и педикюр, используя краску на основе минерала и яичного желтка, а ради сохранения мягкости кожи рук знатные египтянки надевали во время еды рукавицы. В целом это была революция в области косметологии.

Древняя Греция

Этнос эллинов формировался долго и складывался из разных племен, и потому сложно сказать, как выглядел среднестатистический грек. Однако как он должен был выглядеть в идеале, мы знаем из искусства. Одна из основополагающих идей древнегреческой культуры – идея гармоничного человека, калокагатия. Важны были и интеллект, и здоровье, и внешняя красота, и физическая подготовка. Гиппократ не считал нужным разделять красоту и здоровье и в своих записях сформулировал достаточно очевидные для нас, сегодняшних, вещи: красота сохраняется при помощи умеренного питания, массажа, занятий спортом и активного отдыха.

Идеал красоты

Говоря об идеале красоты в древнегреческой картине мира, никак не обойтись без упоминания Афродиты. Если сделать подборку из «Одиссеи» Гомера, складывается приблизительно такой образ: юная златокудрая и прекрасноокая женщина с нежной шелковистой кожей. Но есть и конкретика: Афродита Книдская, самая прославленная скульптура Праксителя, в переводе на человеческие параметры, 164 см ростом и 86–69–93 в объемах. Такая женская фигура, хоть и не совсем модельная, составляет естественную норму современной здоровой женщины .

Фигура, тело

Поддерживать себя в форме гречанки могли не только благодаря жизни в гористой местности, близости к морю и правильному питанию. Спорт также входил в их повседневность. Принято считать, что раз в олимпийских играх участвовали одни мужчины, женщины из спортивного процесса оказывались исключены, но это совершенно не так: у них были отдельные спортивные состязания, посвященные Гере. Участвовали в таких играх девушки и женщины трех возрастных, как сегодня сказали бы, групп – от 16 до 18 лет, от 18 до 25, от 25 и старше.

Уход за собой, косметология

В Древней Греции любили бани. Именно тогда появились идея контраста температур: сначала горячая вода, затем холодная, затем растирание благовониями. До появления мыла греки, как и египтяне, использовали ил в качестве скраба.

Греческое «косметика» имеет один корень со словом «космос». Поэтому и косметика – попытка привести внешность человека к высшему божественному порядку. Греки много пользовались духами, это была паста, пропитанная благовониями. Ее не только наносили на тело, но и прятали, например, в прическу при походе в театр. Поскольку греческие представления были весьма продолжительными, благовония постепенно таяли и стекали по шее, распространяя благоухание на несколько метров.

В трудах Гиппократа много информации о том, как женщине поддерживать здоровье и красоту. Гречанки, как и египтянки, стремились к бледности, что считалось не только маркером принадлежности к знатному роду, но и признаком необычайной страстности женщины. Для отбеливания кожи Гиппократ предлагал состав из хлебного мякиша и молока. Что касается макияжа, то его нанесение было обыденностью. Помимо ингредиентов, которые использовали древние египтяне, начали появляться рецепты свинцовых белил. Ими покрывали лицо, шею, грудь и ладони. Опасность заключалась в том, что свинец имеет свойство накапливаться в организме, что приводило к язвам на коже, выпадению волос, зубов и ресниц. Несмотря на свою очевидную вредоносность свинцовые белила не утратили популярности вплоть до XIX века.

Уход за волосами

Источники говорят о том, что многие гречанки имели натурально каштановый или даже черный цвет волос, что не соответствовало идеалу златокудрой Афродиты. Один из древних способов осветления волос – отвар ромашки, а после – светлая пудра, в итоге получается пепельный оттенок. Более радикальный способ – щелочные краски, но они были редки и дороги. По наблюдениям нянек из знатных семей, детские пеленки постепенно выцветали – от соприкосновения с экскрементами. Чаны с этим средством постепенно появились на базарах. Волосы эффективно осветлялись, хотя пахло не очень приятно.

Что касается причесок, то в период архаики они были простыми и лаконичными. В основном пряди накручивали на ночь или заплетали волосы в косы. Греки любили скрывать естественную линию лба с помощью челки или падающих на лицо прядей, также в моде были короткие стрижки с челкой, перехваченной ободком или лентой.

Древний Рим

Римская цивилизация во многом унаследовала греческие каноны, базовые представления о красоте сохранились: стройность, светлая кожа и волосы, правильные черты лица. Тем не менее влияние италийских племен сказалось на дальнейшем формировании собственных традиций.

Фигура и тело

В понимании римлян красивая женщина – статная, стройная и высокая, как колонна. На талию не обращали внимания, ценилась маленькая грудь и узкие бедра. Чтобы добиться этого эффекта, формы утягивали плотными тканями или бинтами. На плодородных землях современной Италии беречь фигуру было крайне трудно. Да и физическая активность ценилась не так высоко, как в Греции, поэтому стройность римлянки поддерживали массажем и диетами.

Уход за собой, косметика

Что касается терм, то римлянам в этом плане равных не было. В их распоряжении оказались все достижения греческих терм, к тому же они приобретали огромное количество снадобий, ароматических масел из Индии, Китая, с Аравийского полуострова. Рим тратил на это треть казны. Вот, например, несколько средств, которые использовали римляне во время отдыха в термах: мыло для окрашивания волос в рыжий цвет, лосьон из миндального масла, зубной порошок из измельченного рога, помада из льняного масла против морщин. Также римлянки покрывали тело порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для достижения светлого оттенка кожи.

Интересный рецепт использовали знатные римлянки в качестве ночной маски для лица: накладывали на лицо измельченный хлеб (хлебный мякиш), за ночь он застывал, и утром рабыни соскребали массу с лица. После этого следовало умыться молоком ослицы, что должно было придать коже легкость, свежесть и красивый цвет.

Волосы и прически

Римская цивилизация дала женщинам эффективные химические средства по уходу за волосами. К тому же стремление к осветлению не покидало римлянок, и они пользовались новым красками на основе жестких щелочных составов.

Все это естественным образом приводило к ломкости и выпадению волос. Считалось, однако, что для восстановления волос лучше навоза средства нет.

Прически были гораздо сложнее греческих, потому что на римские представления о прекрасном оказывали влияние египтяне, финикийцы, сирийцы и многие другие. На парикмахеров римляне не скупились, некоторые рабы занимались исключительно прическами, причем и у них было внутрицеховое разделение труда: один специализировался на уходе за волосами, другой на укладке, третий отвечал за косметические средства.

http://slon.ru/calendar/event/1138119/

0

2

Почему женская красота – зло?

Анна Гариева

http://slon.ru/upload/iblock/910/910f9460dd8668ab812a33e321a0719d.jpg
Тициан. Адам и Ева

Сегодня мы публикуем вторую часть материалов этого цикла, о Средневековье и начале Ренессанса.

Влияние римских представлений о женской красоте на Византию очевидно, основные каноны остались прежними: белокожесть, подведенные глаза, румяные щеки. Однако макияж и средства по уходу за собой здесь становятся прерогативой императора, его супруги и приближенных.

Главные христианские добродетели – скромность и строгость к себе. Думать о внешности не стоит, ведь физическая оболочка бренна, заботиться нужно о душе, потому что она бессмертна. И если с III по VI век еще отчетливо слышны отголоски римских традиций, то дальше наступает довольно мрачное для женщины время, ей становится не до эстетики. Именно Ева виновата в изгнании из рая, поэтому в женщине начинают видеть нечистое существо, искусительницу, причину всех человеческих бед. К VI веку вполне закономерный интерес к женскому телу вытесняется почти ненавистью к нему.

До V века по всей Европе сохраняется довольно много римских терм, и ими пользуются. Но чем крепче позиции христианства и шире географический ареал его распространения, тем слабее позиции воды как средства гигиены: доходит до того, что взаимодействие с ней – уже греховно. Мытье сдает позиции, на его место приходит маскировка неприятных запахов. Монахиням рекомендовалось использовать мешочки с ароматными травами, которые подшивались с внутренней стороны рясы, чтобы отбить запах пота. Европа постепенно доходит до жуткой степени немытости, ее наполняют дикие для современного человека ароматы. Об уходе за собой забывают практически совсем, что уж так говорить о декоративной косметике: незачем украшать женщину, первопричину всех скорбей.

Однако сказать, что эстетика была не важна, нельзя. Идеал Средневековья – образ ангелоподобной невинной девы. Все еще ценится белая кожа, светлые волосы, высокий лоб, тонкие черные брови, маленькие аккуратные губы и носик, небольшая грудь. А вот женщина, познавшая мужчину, – грешница, и то, что с возрастом у нее чернеют зубы, кожа темнеет, портится, тело становится рыхлым и безобразным, кажется закономерным: грубо говоря, падшее существо обретает вполне естественный вид.

Небольшой шаг в сторону от всего этого сурового пренебрежения к телу, как ни странно, сделали рыцари в результате крестовых походов. Побывав на Востоке, они принесли на родину рецепты благовоний и масел. К этому моменту возвращается в обиход более или менее регулярное мытье, хотя бы рук и лица.

К XII веку относится появление объемного сочинения итальянки Троты из Салермо. Три текста объединены названием «Тротула»: «Об украшении женщин», «О симптомах, появляющихся у женщин» и «О лечении женщин». Советы загадочной итальянки современный человек воспримет скорее как магические заклинания, нежели средства для достижения красоты. Вот, например, из трактата «О лечении женщин»:

«Если женщина толста и будто страдает от водянки, смешиваем коровий навоз с самым лучшим вином и затем натираем ее этим; дальше ей надо погрузиться в парную по самую голову, а парную надо раскалить посильнее, топя самбуком. Покрытая этим [составом женщина] выделит обильный пот, пока будет находиться в ступе; ей надо справить нужду, и то, что выйдет наружу, будет зеленого цвета. Хорошо пропотев, она должна принять специальную ванну [умеренно соленую морскую воду смешать с дождевой водой, добавить можжевельник, кошачью мяту, болотную мяту, волчье лыко, полынь, чернобыльник, иссоп и прочие горячие травы] и сразу отправляться в постель. Это надо повторять три-четыре раза в неделю, и это сделает ее стройной».

К XIII веку появляются общественные бани, которые церковь, впрочем, резко осуждала, потому что часто они не были разделены на мужские и женские. Тем не менее традиции похода в баню существовали, и даже в Варшаве в XII веке каждый горожанин должен был раз в неделю ходить в баню – иначе штраф.

Проторенессанс все еще видит в женщине ангела небесного, образ чистой и непорочной красавицы. Если в Средневековье описание женщины очень схематическое, общее, то к началу Ренессанса образ в различных видах искусства обретает телесность. Но речь ни в коем случае не о сексуальности, а исключительно о любовании. В то время на тело ниже плеч не смотрят вообще. Взгляд влюбленного мужчины, поэта, художника сосредоточен лишь на лице, шее, плечах, именно здесь заключена красота. Остальное служит опорой. Представьте женщину как бюст на высоком пьедестале!

Концепция такова: устройство человека соответствует устройству дома. Лицо женщины – гостиная, торс – кухня или подсобное помещение, а все остальное – задний двор (кладовки, чуланы и тому подобное).

Интересна теория соотношения флегмы и крови, сохранившаяся от античности: темперамент женщины зависит от того, какая в ней преобладает жидкость. В мужчине больше крови, поэтому он сухой, на нем много волос, он воинственный и агрессивный, а женщина полна флегмы, поэтому она томная, влажная, медленная. Даже ширина бедер объяснялась тем, что в них много флегмы.

По-прежнему у истинной красавицы должно быть нежное бледное овальное лицо, маленький ротик, но главное – глаза. Они сравнивались с драгоценными камнями: глаза не отражают свет, а сами его излучают. Руки – настоящий фетиш Ренессанса. Генрих VIII, отправляя своих комиссаров к герцогине Неаполитанской, приказал им как можно точнее и подробнее описать руки его будущей супруги, – как сложены, полные или худощавые, крупные или миниатюрные, длинные или короткие – просил указать, какие пальцы, длинные или короткие, сужаются ли до конца.

Физической активности не было, и стройности добивались исключительно диетами. Для красоты тела считалось правильным питаться одними фруктами и овощами, а чтобы, как сейчас говорят, «подсушиться», рекомендовали несколько дней пить толченый мел, перетертый с толченой же золой. Чаще подобный способ приводил лишь к обморокам, нежели к желаемому результату. Добиться изящества без вспомогательных средств было сложно, поэтому чем дальше, тем плотнее девушки и женщины затягивались в корсеты.

В целом, чем ближе к Ренессансу, тем слабее влияние церкви, тем ощутимее веяния античности и ее идеалов. Человек – мера всех вещей, совершеннейшей из творений. Благодаря этому красота физическая возвращает свои позиции. 

http://slon.ru/calendar/event/1152516/

0