В отпуск без страха. ГД хочет обязать турфирмы оплачивать отдых клиентов заранее

Инициатива не учитывает особенности отрасли и может парализовать туриндустрию России, считают эксперты. Из-за проблем с туроператорами за последние месяцы пострадали 65 тысяч россиян

http://m1-n.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2014/08/11/tourists.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС

Туроператоров могут обязать заранее оплачивать перелет и проживание своих клиентов еще до их вылета к месту отдыха. Депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил внести поправки в закон «Об основах туристической деятельности». Речь идет о норме, оговаривающей сроки выдачи туристу документов об оплате услуг отелей и авиаперевозчиков. Предполагается, что турист, отправляясь в аэропорт со всеми оплаченными квитанциями, может не бояться, что отпуск сорвется, как это случилось с десятками тысяч туристов полторы недели назад.

Участники туристического рынка назвали инициативу депутата ожидаемой. Однако исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе считает, что реализация предложения может полностью парализовать российский туристический рынок.

Майя Ломидзе
исполнительный директор Ассоциации туроператоров России

«Это просто меняет порядок приобретения услуги очень сильно. Это как если бы вы покупали молоко, вам бы сказали, что расплачиваться только карточкой, деньги на счету замораживаются до тех пор, пока вы не подтвердите, что вы это молоко выпили. Это говорит о том, что люди не знакомы с нюансами, практикой туроператорской работы. Крупные туроператоры не оплачивают тур каждого туриста, если идти по этому пути, в федеральный закон записывать особенности взаимоотношений хозяйствующих субъектов, я вас уверяю, что федеральный закон станет похож просто на талмуд, слишком много нюансов в этом бизнесе».

В случае рассмотрения законопроекта, эксперт предложила также учесть обязанности перевозчика.

«Понятны стремления депутатов быстро, простым способом позаботиться о туристах, но с учетом реалий бизнеса, он тупиковый, ни к чему не приведет, это просто сломает бизнес, и все. Надо повышать защиту потребителя, это не вызывает сомнений, потому что сейчас от защищенности потребителя зависит дальнейшее существование этого рынка вообще. Надо распределять ответственность и финансовую нагрузку между поставщиками», — отметила Майя Ломидзе.

Кризис в туристической отрасли возник из-за несоблюдения действующего закона. Нет смысла придумывать новый порядок, когда не исполняется действующий, считает эксперт Общественной палаты РФ по защите прав туристов Роман Бобылёв.

Роман Бобылёв
эксперт Общественной палаты РФ по защите прав туристов

«Если мы возьмем даже положение по финансовому обеспечению, тогда страховая компания должна иметь финансовое обеспечение на 12% от ежегодного оборота денежных средств, то с «Лабиринтом» мы увидели, что оборот юридического лица гораздо больше. Тем не менее почему-то финансовая гарантия была получена на 120 млн рублей, хотя мы сейчас понимаем, что финансовая гарантия должна была быть минимум на миллиард рублей, чтобы удовлетворить требования туристов в случае банкротства туроператора. Поэтому вопрос в другом: как это все контролировать? По факту у нас получается, оборотные денежные средства за предыдущий период, то есть за год, как это требует закон, и определения от этого 12%, то есть у нас этого контроля не существует. У Ростуризма нет никакой возможности это проверить. Поэтому, во-первых, нужно соблюдать действующее законодательство и усилить контроль за туроператорами и страховыми компаниями, которые дают у нас финансовое обеспечение. Каких-то поспешных действий и выводов быть не может, иначе мы напугаем рынок, получается, это уже государственное регулирование частного бизнеса».

С середины лета, в самый разгар туристического сезона, шесть туроператоров сообщили о приостановке деятельности. Первой стала одна из старейших российских фирм — петербургский туроператор «Нева». Затем последовали «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «ИнтАэр» и «Нордик Стар». Самый громкий скандал связан с банкротством туроператора «Лабиринт», о котором стало известно 2 августа. Из-за разорения компании около 30 тысяч туристов из России не могли вернуться в Россию или вылететь на отдых. Часть клиентов «Лабиринта» уже вернулись на Родину. Тысячи ждут своего вылета до сих пор — уже больше недели. Всего, по данным Ростуризма, из-за проблем с различными туроператорами за летние месяцы пострадали 65 тысяч россиян.

http://www.bfm.ru/news/268618