Движение капитала: как развить бизнес за счет мобильности офиса?

Можно ли экономить миллионы с помощью мобильности офиса? Сегодня некоторые бизнесмены нанимают таланты по всему миру и не только снижают издержки за счет отказа от аренды помещений и покупки офисной техники, но создают более качественные продукты.

22-летний миллионер Аяз Шабутдинов в мае 2013 года основал в России сеть гостиниц Like Hostels. По его франшизе открылись уже 70 мини-гостиниц в разных городах России, Украины и Беларуси. Свой первый миллион он заработал именно на хостелах. Параллельно Аяз развивает сеть кофеин с горячими напитками на вынос Coffee Like и туристическую компанию Like Travel.

Живя в Ижевске, Аяз Шабутдинов сформировал команду из 55 человек, которые работают в России, Украине, Беларуси и Казахстане, при этом 40 человек из команды работают удаленно.

Аяз считает, что залог успеха – это именно команда, и собрать в одном офисе сотрудников такого уровня было бы невозможно. «Есть должности, которые удобнее иметь на дистанционке, например, контентщик или копирайтер. К чему держать людей в офисе, когда их рабочее место – это карандаш и бумага, то есть Office и клавиатура?»

В его компаниях не отслеживают каждый шаг сотрудника: ответственность за результат на определенном участке лежит на каждом профессионале. За первые месяцы работы Like Hostels удалось сэкономить более 1 000 000 рублей за счет отсутствия необходимости создавать одно рабочее пространство для всех и оборудовать его техникой. В Like Hostels координируют работу с помощью мобильных устройств, интернет-мессенджеров, системы управления бизнесом и т.д. «Экономия колоссальная. Даже если посчитать, сколько средств мы экономим на обустройстве рабочих мест в офисе, уже выходит семизначная сумма в год. Кроме того, экономят и сами сотрудники – на проезде, обедах. А ведь финансовая неудовлетворенность сотрудника бьет и по его мотивации и по работоспособности».

Не для стартаперов

Издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» без полноценного офиса обходится уже почти 9 лет. «Такая схема была выбрана с самого начала, поскольку она удобна для сотрудников и экономит деньги. На этапе старта бизнеса любые лишние расходы ни к чему», – говорит генеральный директор издательства Артем Степанов. Не отказались от идеи и когда вышли на большие обороты. Cегодня, как пишут в блоге компании, «география МИФа ─ это два континента, три части света, пять стран и 14 городов». «У нас разные часовые пояса, но это не важно ─ значение имеет только сама работа, а не конкретные ее часы. Поэтому нет нужды держать себя у монитора восемь часов подряд. Работать можно где угодно: в парке, кафе, коворкинг-центре или библиотеке», ─ рассказывают о себе сотрудники.

Ежемесячно удается экономить несколько сотен тысяч рублей – и это только на аренде помещения. «Судите сами, сейчас в издательстве работает 90 человек. А наш офис по площади равен небольшой трехкомнатной квартире (у нас всего 84 квадратных метра). Из всех сотрудников постоянно в офисе работает только бухгалтерия из четырех человек. Все остальные работают удаленно», ─ рассказывает Степанов.

По его словам, для коммуникации сотрудники используют облачное хранилище данных Dropbox, а также сервис «Документы Google» и систему управления процессами JIRA.

Мобильность офиса и удаленной работы оценили крупные игроки российского и международного рынка. В компании «Яндекс» одними и теми же рабочими местами пользуются разные сотрудники. «Практика надомной работы в «Яндексе» появилась настолько давно, что точной даты теперь никто уже и не вспомнит. Вообще же у всех сотрудников «Яндекса» есть возможность работать удалённо — например, находясь в командировке. Корпоративная почта, контакты коллег и календарь встреч доступны с мобильных устройств. Кроме того, доступ к внутренним ресурсам возможен с рабочего ноутбука из любой точки мира, где есть интернет», ─ комментируют в пресс-службе «Яндекса».

Соединенный штат американской Automattic

Расхожее мнение, что удаленная работа – для стартаперов и мелких бизнес-игроков, опровергает опыт американской компании Automattic, которая владеет популярной блоговой платформой Wordpress. Wordpress – это система управления контентом с открытым кодом, а, проще говоря, движок сайта для создания блогов, который, по данным американского журнала Forbes, обеспечивает 60 млн сайтов. Еще по 100 000 открываются ежедневно. В целом, за их счет работают 17% сайтов всего интернета. Штат Automattic рассредоточен по всему миру – Индия, Австралия, Япония, США, Бразилия, ЮАР и так далее. Полную карту расположения сотрудников компании можно посмотреть здесь. Об эффективности работы 230 сотрудников говорить не приходится. Работая удаленно, они обеспечивают приток 330 млн посетителей в месяц, которые просматривают 3,4 млрд страниц.

Для внутреннего общения сотрудники используют так называемый Р2. Это корпоративный блог, позволяющий коллегам всегда быть онлайн, обсуждать детали проектов и демонстрировать результаты своей работы. Под предлогом обсуждения общей стратегии развития компании раз в год сотрудники все же встречаются друг с другом, однако вскоре собрание перетекает в корпоративную вечеринку.

Время, когда специалист был вынужден рваться в офис, чтобы приступить к делам, уходит в прошлое параллельно с развитием новых технологий. С появлением облачных хранилищ, смартфонов и прочих гаджетов офис сам научился перемещаться за профессионалом. Главная ценность любой компании – это люди, а они становятся лишь продуктивнее там, где им комфортнее находиться.

Антон Лядов

http://notepro.rbcdaily.ru/#ar1