9 ложных и вредных мифов о любви

Кристина Каткова

http://slon.ru/upload/iblock/978/9781fe9689fbd8accb285784b0d0b8f6.jpg

6 апреля в рамках проекта «Открытая среда» в Московской высшей школе социальных и экономических наук состоялась лекция Бориса Шапиро, кандидата психологических наук, члена Европейской ассоциации семейной терапии (EFTA-TIC), российского Общества семейных консультантов и психотерапевтов, редколлегии международного журнала Journal of Interprofessional Care (UK) и редколлегии журнала «Социальные технологии и исследования» (СОТИС). Психолог развенчивает главные мифы о любви и препарирует это чувство с научной точки зрения. Slon публикует сокращенный вариант лекции.

Несмотря на свою, на первый взгляд, затасканность, эта тема содержит довольно острую проблематику. С одной стороны, любовь – это чувство позитивное, а с другой, она зачастую приносит массу страданий, потому что мы не получаем того, чего хотели бы, разочаровываясь в своих партнерах. Займемся мы не очень романтичным делом: будем препарировать чувства. Кому-то это может не понравиться, но таким образом мы попытаемся сопоставить науку и жизнь. Особое внимание я бы хотел уделить тому, как различать ключевые понятия, связанные с привлекательностью одного человека для другого. Что такое симпатия, увлечение, влюбленность, любовь, страсть? Существует множество слов, описывающих широкий спектр человеческих эмоций. Но вы увидите, как важно разделять эти понятия для себя и своих отношений с другими людьми, потому что люди часто ошибаются. Во-вторых, мы рассмотрим неразделенную, невзаимную любовь и любовную зависимость. От них люди, как правило, страдают, если они, конечно, не мазохисты.

Пришвин когда-то написал, что любовь – это неведомая страна, куда каждый плывет капитаном на собственном корабле и ведет корабль своим путем. Все это весьма точно, потому что чувство, обозначаемое человеком как любовь, есть очень индивидуальное переживание. От чего зависит содержание этого понятия? Давайте начнем с банального возрастного фактора. Дети рано узнают, что есть такое явление. Пятилетний ребенок может прийти из детского сада и заявить, что любит Машу, на которой завтра же собирается жениться. Что стоит за этим в его сознании, совершенно непонятно. Потом наступает острый период в подростковом возрасте, период самоопределения, взросления. Белинский довольно точно описал: появляется готовность к любви и потребность в любви, и юную фантазию может поразить все что угодно, но вспыхнувшая любовь угасает так же быстро, как и возникает. Сегодня я буду приводить результаты различных исследований: например, вот достаточно репрезентативный опрос американских студентов 24–25 лет. Каждый из них сказал, что к этому моменту он уже испытывал чувство, которое идентифицировал как любовь, в среднем 7 или 8 раз, если вы понимаете, о чем я.

Итак, первый фактор – возрастной. Второй, как сейчас модно говорить, – гендерный. Основные различия здесь связаны с тем, что мужская и женская сексуальность устроены по-разному. И у мужчин, особенно у молодых, то, что они идентифицируют или обозначают как любовь, гораздо чаще включает в себя сексуальный компонент, компонент сексуального влечения. У молодых женщин любовь может быть платонической или эротической. В одном из немногих отечественных опросов выяснилось следующее: 90% девушек и 86% юношей студенческого возраста совершенно определенно знают, что такое любовь, и отличают это, с одной стороны, от сексуального влечения, с другой стороны, от дружбы. Третий фактор – индивидуальные типологические особенности человека, в частности (я сейчас очень упрощенно скажу), тип темперамента. Холерик – эмоциональный, бурный и неуравновешенный тип, сангвиник тоже живой, но чуть поспокойнее, флегматик малоэмоционален, по крайней мере внешне, меланхолик склонен к депрессивным состояниям. Поскольку психология как обязательный учебный предмет из школы исчезла, люди об этих особенностях сейчас не знают и либо не понимают и не принимают этих особенностей друг друга, либо упрекают – холерика во влюбчивости, флегматика в том, что ему на все наплевать, что он «эмоциональный чурбан».

И, наконец, еще один очень важный фактор, может быть, с него и надо было начать, фактор социокультурный. В каждой культуре свои представления о том, что такое любовь и что значит любить. Одно из наиболее крупных последних исследований в 11 странах провел Роберт Левайн, это опросы студентов различных колледжей, естественно, разных национальностей. Как вы думаете, если я сейчас назову представителей трех стран, Германии, США и Японии, у студентов какой из них оказался самый высокий уровень романтизма, а у какой – самый низкий? Романтичнее прочих немецкие студенты, наименее романтичны японские, а посередине американцы. И если для европейца в любовных переживаниях первично то, что чувствует он, то для китайца важным является то, что об этом думают окружающие. Существуют очень интересные кросскультурные различия. Кстати, русское слово «любовь» происходит от старославянского «любъ», которое обозначает «соединение». Похоже на известный миф, описанный Платоном: чтобы ослабить обнаглевших людей, Зевс разделил человека на две половинки, а теперь половинки друг друга ищут. На этом я, пожалуй, закончу преамбулу и перейду к мифам о любви.

Мифы о любви: вредные и ложные

Миф первый: настоящая любовь – это любовь с первого взгляда. С точки зрения логики этот тезис не выдерживает никакой критики, потому что, к сожалению, есть довольно много случаев неразделенной или невзаимной любви. Один убежден, что вот это и есть его половинка, а второй с этим почему-то не согласен. Французские исследователи приводили забавную арифметику: вероятность встречи настоящей любви из 50 миллионов французов равна 1/25000000. И человек, верящий в теорию половинок, где-то там бродящих, обречен на поиски этой половинки, если говорить еще и о других народах, среди нескольких миллиардов жителей Земли! Чувствую, что некоторые уже начали на меня сердиться.

Миф второй: объект любви – единственный и неповторимый. Интересно, что человек в момент влюбленности или увлечения, поскольку любовь избирательна, действительно так считает. Но практика показывает обратное. Первая юношеская любовь бывает сильной по эмоциональному накалу – это ведь первый опыт. У молодых людей возникает ощущение, что это и есть «оно», единственное, но потом отношения по тем или иным причинам прекращаются, появляется что-то еще. И там может возникнуть ровно та же уверенность – теперь-то точно «оно»! А ведь новый объект не клон предыдущего. Здесь есть некоторые элементы самогипноза: человек по разным причинам интерпретирует свои чувства как влюбленность, как любовь, убеждая себя в том, что чувство уникально и неповторимо, и верит в это. Но он проходит через разочарования, страдания, завязывает новые отношения, и все повторяется. Для кого-то перескакивание с одной влюбленности на другую – своего рода стиль жизни.

Миф третий: настоящая любовь вечна. Идея красивая, безусловно. Но, знаете, сейчас очень мало устойчивых пар, особенно в наше время: с середины 1970-х появилась новая модель отношений, получившая название «последовательной моногамии». Человек находится в любовных отношениях, потом они заканчиваются, исчерпывают себя, появляется новый объект любви или партнерства, и здесь ничего вечного быть не может. Было проведено медико-психологическое обследование пар, которые только-только полюбили друг друга, и тех, что вместе уже 20 лет и оценивают свои отношения положительно. Оказалось, что уровень химического вещества, обусловливающего счастье, у них одинаков. Но вопрос в том, как, прожив 20 лет вместе, им удалось остаться счастливыми и каким образом они выстраивали взаимоотношения.

Миф четвертый: с глаз долой – из сердца вон. Должен вам сказать, что в долговременных отношениях, например супружеских, наоборот: наличие в жизни партнеров периода, когда они не находятся рядом, это могут быть частые командировки, вахтовый метод работы или проживание в разных городах, может способствовать сохранению чувств друг к другу.

Миф пятый: отказ от себя или самопожертвование как высшее проявление любви. Очень опасный миф. Браки, где один – жертва, а второй оказывается в роли палача, – это невротические браки. Одно дело, когда речь идет о каких-то серьезных экзистенциальных проблемах в жизни, а другое – когда человек кладет себя на алтарь просто ради сохранения брака. Приведу классический пример: женщина, которая уже не один десяток лет живет с алкоголиком, исполняет роль мученицы и героини, и ей зачем-то это нужно. Можно говорить красивые фразы «он без меня пропадет» и «куда же он денется», но, к сожалению, процент реальных матерей терез не так велик, как хотелось бы.

Миф шестой: настоящая любовь обоюдна. Это логически неверно. Если один человек любит другого, а тот его нет, это вовсе не значит, что любящий на самом деле не любит. Конечно, формулировка несколько запутанная, но по-другому и не скажешь. Есть индивидуальные критерии любви, и мы не можем сказать, что любовь существует только при условии, что любят оба.

Миф седьмой: любовь нужно заслужить и выстрадать. Этот тезис также имеет мазохистский подтекст.

Миф восьмой: любовь – это спасение от одиночества. Один из крупнейших психоаналитиков Гарри Салливан написал на этот счет серьезную работу. Оказывается, очень часто партнерство или брак представляют собой убежище для двух людей, каждый из которых чувствует себя одиноким. И там нет никакой любви. Иными словами, двое объединяются против враждебного и не любящего их мира. Если обоих это устраивает и они не претендуют на большее, то нет проблем. Если для них защита от одиночества в виде партнерства – оптимальный вариант, пожалуйста. Но нельзя говорить, что любовь – это всегда спасение от одиночества. Любовь несет совершенно другие смысловые нагрузки, по крайней мере, должна нести.

Миф девятый: настоящая любовь – это потрясающий секс. Очень часто в наше время происходит подмена понятий. Чаще всего успешное сексуальное партнерство принимается за любовь. Если речь идет о долгосрочных проектах, считается, что основа гармоничной и качественной семейной жизни – это в первую очередь успешное сексуальное партнерство. Дело в том, что любовь и секс – совершенно разные вещи. Они могут быть в одном флаконе, конечно, и это хорошо, когда они в одном флаконе, но секс происходит из репродуктивной функции. Это функция организма, ориентированная на деторождение, на продолжение рода (в данном случае человеческого). Человек, видимо, единственное существо на свете, у которого есть еще и другие мотивы вступления в сексуальные контакты, в частности, гедонистический: стремление к получению удовольствия, совершенно не связанное с деторождением. Любовь выросла из человеческой культуры, поэтому успешное сексуальное партнерство совершенно не означает успешности взаимоотношений вообще. Интересно, что есть гендерные различия: например, мужчины чаще говорят «давай займемся сексом», а женщины – «давай займемся любовью». То есть мужчины называют вещи своими именами, и их message таков: если я хочу заниматься с тобой сексом, это не значит, что я тебя люблю. Женщины говорят: нет, мне бы хотелось думать, что я для тебя не просто объект сексуального вожделения и что ты испытываешь ко мне чувства, а наш секс любовно окрашенный. Во всяком случае, по статистике, браком заканчивается только 3% отношений, начинавшихся с чистого секса. Еще один интересный момент: здесь и теперь – в момент переживания и чувствования – объект любви незаменим, в отличие от сексуального объекта.

Безответность любви не вина любящего, или Кого следует избегать

Мне бы хотелось также сказать пару слов о безответной любви. Я отмечу, какую ошибку люди очень часто допускают, доводя себя до острых переживаний: вину за эту безответность любящий возлагает на себя. То есть «меня не любят, потому что я не заслуживаю любви, я плохой, некачественный, во мне что-то не так». При этом совершенно не учитывается, что у того, кто не полюбил, могут быть свои причины. Или даже проблемы.

Обозначу два наиболее часто встречающихся, к сожалению, психотипа. Первый – это интимофоб, человек, который боится установления психологически близких взаимоотношений. Почему боится – это особый разговор. Возможно, у него был неудачный опыт: его кто-то предал или обманул, у него может быть заниженная самооценка, он боится раскрыться. И когда начинается психологическое сближение, он отпрыгивает, боясь, что узнают, какой он на самом деле, потому что он не заслуживает любви; либо он боится быть отвергнутым. Чаще всего это сосуществует. Как правило, к этой категории относятся недолюбленные в детстве дети, росшие в такой психологии гадкого утенка; их чаще критиковали, чем хвалили, не давали проявлять живые эмоции, особенно негативные. Если они не компенсировались, то в личных отношениях они часто прыгают от одного романа к другому, отскакивая в момент сближения. Не хотят, как сами говорят, влипнуть.

Противоположная категория – многолюбы. Это люди, которые часто меняют партнеров не потому, что боятся раскрыться, а из-за постоянной потребности в адреналине. В силу ряда причин у них может быть не очень богатая внутренняя эмоциональная жизнь, возможно, они находятся в рутинном браке, может, на работе устают, короче говоря, это такая эмоциональная встряска.

Пожалуй, это и есть два типа людей, которых стоило бы избегать, если вы рассчитываете на долговременные любовные отношения.

http://slon.ru/calendar/event/1103764/