Почему российские банки не способны к инновациям

Олег Анисимов

http://slon.ru/images3/6/1100000/632/1100473.jpg

Банкиры любят вести разговоры об инновационности. Мол, это будущее наше. Но разговоры эти пустые: разбиваются они об несовершенство IT-инфраструктуры банков и неспособность реализовать даже совсем односложные проекты. Что собой представляет IT-инфраструктура среднего российского банка? Это лоскутное одеяло из десятков различных систем. Многие банкиры предпочитают здесь использовать слово «зоопарк».

И в чем заключается ключевая задача IT-директора, руководителя этого зоопарка? Да в том, чтобы волк не вылез из клетки и не съел антилопу. Ведь в клетке очень слабый замок, и установлен он больше двадцати лет назад, при основании зоопарка. Потеря антилопы будет серьезной проблемой. Поэтому в процессе ее решения можно допустить более мелкие неурядицы – например, если посетителям зоопарка нагадит на голову мартышка. «Мы же спасли антилопу!» – скажет айтишник, и будет прав, ведь переделка обезьянника – задача непростая, да и дорожку, по которой под мартышками ходят люди, вспять не повернешь, а тип, который неудачно спроектировал зоопарк, уже давно уволился и прожигает жизнь на островах на откаты, полученные от производителя кормушек для муравьедов. В итоге IT-директор считает, что не зря получает свою зарплату, если в целом в системе нет больших сбоев. Больших – то есть совсем сложных случаев. Например, если клиент 30 минут убил в интернет-банке, но все же смог совершить платеж, это нормально, а если все полетело в тартарары на сутки – не очень. Ваши личные 30 минут даже в расчет большинство банковских айтишников принимать не будет. Ведь всегда есть более важная проблема – например, прием родов у слонихи.

Это история про постоянное затыкание дыр, а не про развитие. Поэтому банки, умудряющиеся регулярно выкатывать новые сервисы, облегчающие жизнь клиентам, в наших российских условиях вполне заслуживают уважения. Розничных банков, умеющих на регулярной основе создавать удобные для клиентов (и неглючащие при этом) продукты, около десяти.

Примерно такая же ситуация с корпоративным бизнесом. Всего пять банков смогли облегчить жизнь своим клиентам, ООО и ИП, сделав интеграцию их расчетных счетов с интернет-бухгалтерией «Мое дело». Вот имена героев: «Альфа-банк», Промсвязьбанк, «Локо-банк», СДМ-банк, Судостроительный банк. Всего несколько банков в России могут в месяц выпускать по 100 тысяч пластиковых карт для частных клиентов. Остальные физически не смогут это сделать, даже если все возможные клиенты придут к ним. Они просто не смогут выпустить, доставить, активировать и обслуживать эти карты.

Думаете, почему внятные мобильные приложения для розничных клиентов есть всего у десятка российских банков? Потому что остальным чужды интересы клиентов? Или они не понимают, что через пять лет на розничном рынке без мобильного банкинга будет делать нечего? Да нет же, они просто не способны сделать эти приложения. Не скрестить ужа с ежом, как ни старайся. Эта проблема несколько шире, чем просто IT. Дело в стратегиях. Многие банки стали обслуживать сторонних клиентов по недоразумению, ведь изначально им была уготована роль расчетного центра той или иной группы компаний. Сейчас налицо все признаки того, что такие игроки будут замыкаться в рамках своих групп (если группы готовы их содержать) или с рынка уходить, так как рынку они в существующем виде с точки зрения бренда, набора услуг, тарифов – не нужны.

Клиентам же ничего не останется, кроме как обслуживаться в паре десятков банков. В «Моем деле», кстати, ясно выраженная тенденция: клиент очень легко расстается со своим банком и открывает новый счет, если другой банк экономит его время. Учитывая, как тяжко у нас с IT, может, это и к лучшему. С точки зрения страны легче (и дешевле) сделать нормальную инфраструктуру в десяти банках, чем в пятистах.

http://slon.ru/economics/pochemu_rossiy … 0473.xhtml