Пепеляев: надо менять Конституцию – ради налогов

Николай Дзись-Войнаровский

http://slon.ru/images3/6/1000000/632/1055352.jpg
Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Чтобы навести порядок с налогами, придется менять Конституцию России. Об этом сегодня говорил Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп», на встрече с журналистами.

Ход его рассуждения таков. Налоговый кодекс (НК) Российской Федерации вступил в силу 15 лет назад – 1 января 1999 года. С тех пор было принято аж 336 федеральных законов, вносящих изменения в НК.

Количество федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ

http://slon.ru/images/infographix/voynarovskiy/20140211%20pep/1.png
Источник: «Пепеляев групп» 

Более того, если взять отдельно первую часть Кодекса (которая устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов и потому вроде бы должна быть стабильнее), то из следующего графика видно, что не только само количество, но и темпы роста количества таких законов увеличиваются.

Количество федеральных законов, вносящих изменения в часть 1 НК РФ

http://slon.ru/images/infographix/voynarovskiy/20140211%20pep/2.png
Источник: «Пепеляев групп» 

Чуть ли не каждый десятый закон за последние десять лет был налоговым.

Доля налоговых законов от общего числа законов, %

http://slon.ru/images/infographix/voynarovskiy/20140211%20pep/3.png
Источник: «Пепеляев групп»   

При этом в графики не включены законы, которые устанавливают налоги или аналогичные платежи, но формально не затрагивают НК, – например, платежи в соцфонды, таможенные пошлины, платежи за загрязнение окружающей среды, утилизационный сбор и т. д. По мнению эксперта, столь частые поправки в налоговое законодательство говорят о том, что в этой сфере не все ладно. Налоговое законодательство должно быть стабильным, но графики показывают, что на практике ничего для этого не делается. В 90-х считали, что сама форма правового акта – кодекс – затруднит внесение поправок, но эти надежды не оправдались.

«Настало время говорить о необходимости реформы Конституции в части налогов, – уверен Пепеляев. – Наша Конституция крайне скупа и слаба в отношении регулирования налогов».

Что же делать? «Пепеляев групп» предлагает шесть шагов.

1. Сейчас налоговые инициативы могут предлагать и правительство, и депутаты. Надо запретить это делать депутатам. В Англии налоговые законопроекты в парламент может вносить только правительство. Конечно, предпринимательское сообщество, например, тоже может вырабатывать налоговые идеи, но вносить проекты в Госдуму – только кабинет министров.

2. Придать правовое значение пояснительной записке к налоговым законопроектам. Именно в ней должно содержаться финансово-экономическое обоснование инициативы. Эксперты сейчас не видят приличных обоснований в первом чтении, а во втором чтении – вообще никаких обоснований. В идеале в Конституции или конституционном законе должно содержаться и обязательное требование такой записки, и требования к ее содержанию, и право Думы отказаться от рассмотрения законопроекта, если к нему не приложена записка соответствующего качества.

3. Нужно запретить депутатам вносить поправки к налоговым законам во втором и третьем чтении, если эти поправки не относятся к содержанию законопроекта. Если точнее, то закон должен установить четкие пределы модификации депутатами правительственных законопроектов. Это позволит противостоять поправкам, которые прицепляются к закону «паровозиком». Типичная ситуация сейчас – налоговые законопроекты приходят в Думу из правительства, согласованные всеми министерствами. Но затем некое министерство может по договоренности с депутатом внести «свою» поправку, которую другие министерства на этапе согласования в правительстве отклонили, во втором чтении к совершенно другому налоговому закону. На данный момент это не нарушает никаких норм, ведь закон налоговый и поправка налоговая, хотя речь в них может идти о разных налогах.

4. Исключить включение норм о налогах в неналоговые законопроекты.

5. Налоговые новеллы должны появляться только в бюджете на следующий год.

6. Закрепить норму о порядке вступления налоговых законов в силу в Конституции РФ.

Эти шаги могут остановить вал поправок в законы, сделать налоговое законодательство стабильнее и, следовательно, улучшить пресловутый деловой климат в нашей стране. По словам руководителя аналитической службы компании Вадима Зарипова, «Пепеляев групп» может представить свои идеи на Открытом правительстве в течение ближайших двух недель.

http://slon.ru/economics/pepelyaev_nado … 5352.xhtml