Грубость и производительность труда

Александр Аничкин

Кроме социального дискомфорта, у грубости есть другое измерение — деловое, экономическое

Где-то в дебрях Интернета споткнулся о памятку для контрразведчика советских времен. Как распознать вражеского агента, пятого колониста? В памятке советуют: если человек вежлив, улыбается, извиняется — сразу бери на заметку.

Ну да, конечно! Если англичанину в метро наступить на ногу, тут же услышишь «сорри!» Если с французом встречаешься, то всегда первым делом «бонжур, месье». Если американец, то обязательно — белозубая улыбка, рот до ушей. У нас же особенная стать, можно только верить, что грубость — от всей души, от прямоты и искренности. Чего это спасибо говорить, когда и так должны делать, что делают? Чего лыбиться — в насмешку что ли?

Стереотип грубоватого русского, но русского с открытой душой сложился на Западе давно. И сколько ни думаю об этом, так и не смог для себя решить, наша грубость — это, так сказать, «русская» грубость или все же наследие пролетарского ниспровержения буржуазных политесов в советские годы. И потом, грубости хватает и на Западе.

Кроме социального комфорта или дискомфорта, есть у этого явления другое измерение — деловое, экономическое.

Вот недавно ученые Кардиффского университета (Уэльс) опубликовали результаты двухлетнего исследования о том, как грубость сказывается на поведении работников в Великобритании.

Оказалось, что 40% обследованных в той или иной мере испытали на себе невежливое поведение других. Причем в государственном секторе это более распространенное явление, чем в частном. «Это общая проблема даже в организациях, которые пользуются высокой репутацией, и свой внутрикорпоративный климат сами считают комфортным для работников», — говорит один из авторов исследования профессор Ральф Февр.

Казалось бы, и что? Подумаешь, на твой мейл не ответили. Или на совещании, когда ты говоришь, позевывают или тукают в свой смартфон.

А вот что. Как утверждают ученые, даже не прямая грубость, а просто неуважительное отношение к коллегам, подчиненным или клиентам приводит к серьезным потерям в производительности труда. Теряется мотивация, преданность фирме, снижается желание хорошо работать.

Схожие результаты получили и американские исследователи. Доцент Джорджтаунского университета в Вашингтоне Кристин Порат сообщает, что половина работников-американцев сталкивалась с проявлениями грубости по крайней мере раз в неделю. По ее данным, компании теряли производительное время в 80% таких инцидентов. Причем, говорит Порат, производительность падала даже у тех работников, которые не были сами жертвами чьей-то грубости, а просто оказались свидетелями невежливого поведения других.

Тут надо оговориться, что учитывалось не только прямое хамство, а еще и такие распространенные сейчас проявления, как когда твой собеседник отвлекается от разговора на телефон или компьютер, чтобы посмотреть на пришедшую смс или мейл, а то и отправить свою. Что ж, неучтивость — вещь широкая, кто как толкует.

В общем, в следующий раз, когда получите мейл от коллеги или клиента, не забудьте сразу ответить, поблагодарив сердечно. Как говорится, ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого.

http://www.bfm.ru/news/258012