Банкиры рассказали о самых распространенных ошибках клиентов

http://pics.lf.rbc.ru/lf_pics/uniora/55/1398406798_0755.120x120.jpg

25 апреля 2014

Низкий уровень финансовой грамотности населения приводит к частым проблемам с банковскими услугами. Просрочки по кредиту, звонки коллекторов, штрафы, суды – всего этого могло бы и не быть, если бы люди могли самым тщательным образом проанализировать информацию о банковской деятельности. Эксперты, опрошенные «РБК. Личные финансы», рассказали о самых распространенных ошибках клиентов и о том, как можно их избежать.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил на международной конференции «Вопросы финансовой грамотности для студентов и молодежи: международный и российский опыт», что низкий уровень финансовой грамотности россиян является одной из ключевых проблем развития отечественного финансового рынка. По его мнению, основной проблемой является информационный голод – люди просто не знают, где черпать необходимые сведения. Кроме того, А. Кудрин заметил, что у россиян есть психологический барьер, который мешает решать простые финансовые вопросы. «Финансовую, налоговую или ипотечную декларацию людям заполнить сложнее, чем сходить к зубному врачу», – привел красноречивый пример бывший глава Минфина.

Действительно, часто складывается впечатление, что клиенты теряются, когда приходят в банк. Если заглянуть в раздел отзывов на нашем сайте, можно обнаружить, что клиенты страдают от недостаточной информированности о деятельности банков и особенностях разных продуктов. Самые распространенные ошибки и проблемы возникают при кредитовании.

Невнимательное чтение кредитного договора приводит к непониманию всех тонкостей грамотного обслуживания своего долга. Итогом становятся просрочки, испорченная кредитная история, конфликт с коллекторами и суд. Многие заемщики также не могут понять, что банк – это не благотворительная организация, и сильно удивляются, когда он отказывается подождать, пока у клиента появятся деньги на взнос. Важно помнить, что кредит подходит только дисциплинированным людям, которые взвесили все риски перед тем, как взяли деньги у банка. К сожалению, недостаточно высокий уровень финансовой грамотности не позволяет людям эффективно использовать такой инструмент, как кредитование.

Выход из этой ситуации один, уверены эксперты, – тщательный анализ имеющейся информации о конкретном банковском продукте и принятие взвешенного решения о необходимости его использования.

Начальник управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит Ирэн Шкаровская оценивает уровень финансовой грамотности населения как не очень высокий. Банковская инфраструктура еще не дотянулась до небольших населенных пунктов. Да и в целом далеко не у всех есть интерес к банковским услугам и не каждый понимает, что грамотное использование финансовых инструментов может повысить уровень жизни.

Эксперт назвала самые частые ошибки клиентов: это невнимательное чтение договора и выбор неподходящего продукта, например кредитной карты, когда человеку больше подойдет кредит наличными. По словам Ирэн Шкаровской, корень всех ошибок кроется в нежелании взять на себя ответственность и заняться своими финансовыми делами самостоятельно. «Нам часто лень вникать, легче послушать совета родных, друзей, кого угодно, лишь бы не тратить время на сопоставление условий разных банков, чтение договоров, обдумывание и выбор», – поясняет она.

И. Шкаровская дала несколько советов нашим читателям, которые собираются обращаться в банк. Самый главный из них – не стоит обращать внимание только на ставки. Это касается как депозитов, так и кредитов. Другие условия также важны. Например, срок кредитования. Разным клиентам подойдет разный срок обслуживания займа. В случае с депозитами стоит обращать внимание на возможность пополнения, капитализации и условия досрочного расторжения. «А главный совет – не лениться, интересоваться, задавать вопросы, не быть пассивным. Ваши финансы – в ваших руках, никто не решит за вас лучше, чем вы сами», – подчеркивает начальник управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит.

Зампред правления «Локо-Банка» Андрей Люшин считает, что в целом уровень финансовой грамотности россиян находится на уровне ведущих развивающихся стран. Конечно, он ниже, чем в США и Европе, поскольку финансовые институты в этих странах работают сотни лет. В РФ банковский рынок работает только 25 лет. На данный момент, по словам А. Люшина, финансовая грамотность населения растет благодаря активности самих банков и СМИ.

Но проблем еще много. Например, многие клиенты до сих пор не могут самостоятельно рассчитать стоимость кредита. Также в нашей стране нет высокого уровня сознательности среди заемщиков: люди не привыкли ответственно относиться к своим обязательствам.

«Самая распространенная ошибка – это неверное толкование или понимание финансовых условий. Клиент не полностью вникает в суть финансовой услуги. В некоторых случаях ситуация усугубляется работой менеджера, который может понимать суть, но не доносить ее до клиента», – рассказывает банкир.

На втором месте – невнимательная проверка документов. Везде есть человеческий фактор, но клиенты зачастую вообще не считают необходимым проверить свою фамилию, сумму, реквизиты.

Андрей Люшин советует тщательно изучить информацию о необходимой услуге, прежде чем идти в банк. Первое, что стоит сделать, – обратиться к сайту учреждения, куда собирается отправиться клиент. Если вы прочитали информацию на сайте о продукте, позвонили в call-центр, зашли в отделение и менеджер популярно объяснил ваши преимущества от работы именно с этим банком, как работает выбранный продукт, то с таким банком можно и нужно работать. В противном случае лучше задать дополнительные уточняющие вопросы. «Если и после этого нет четкого понимания логики услуги – следует обратиться в другой банк», – заключает зампред правления «Локо-Банка».

РБК.Личные Финансы

http://lf.rbc.ru/recommendation/finance … 9691.shtml