Горячая печать. Куда пропали публикации о 3D-принтерах?
17 ноября, 11:10
Помните, как все вокруг только и говорили про новые возможности 3D-принтеров? «3D-печать изменит мир», – сообщал Harvard Business Review. Бывший главный редактор Wired Крис Андерсон в книге «Мейкеры: Новая промышленная революция» предсказывал: по мере удешевления 3D-принтеров производство переместится из цехов и конструкторских бюро в обычные дома. «Хотите бургер? Скоро его можно будет печатать на 3D-принтере», – обещала USA Today.
Первые сообщения о напечатанных автомобильных запчастях, пистолете или забавных безделушках вызывали огромный интерес у широкой аудитории, однако сегодня новость о возможности напечатать кровеносные сосуды остается малозаметной – если, конечно, вы не имеете отношения к индустрии. Сервис Google Trends, указывающий на популярность тех или иных запросов, подтверждает спад интереса к 3D-печати в этом году.
Динамика интереса к поисковому запросу 3d printing в Google Trends
Новая технология не оправдала надежд? На самом деле все не так плохо. По итогам 2016 года объем продаж 3D-принтеров в мире превысит $7,3 млрд – об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Wohlers, специализирующейся на исследовании этого рынка. По той же оценке, к 2020 году рынок перешагнет отметку $20 млрд. А спад интереса? Возможно, все проще, чем кажется.
«Закончилось время, когда аудиторию можно было удивить 3D-печатью как таковой. Теперь время удивлять конкретным применением, а этого применения пока не так много, – рассказывает Федор Аптекарев, создатель компании “Здравпринт”. – Заголовок вроде “В городе N впервые напечатали протез таза” у людей из индустрии вызывает реакцию: напечатать можно все, вы покажите, как этот протез приживается и что вы делаете, если организм его не принимает». «Здравпринт», как следует из названия, ищет применение 3D-печати в медицине: стартап, в частности, предлагал заменить гипсовую повязку, накладываемую при переломе рук, на распечатанный легкий сетчатый корсет из пластика, который состоит из двух половинок и застегивается на запястье.
О том же говорит Константин Иванов, генеральный директор еще одного российского стартапа –3Dprintrus (заказ 3D-печати): «Индустрия активно развивается. Это не очень заметно, если читать крупные СМИ, но если подписаться на отраслевые, поток новостей неиссякаем». По прогнозу исследовательской компании Gartner, в 2015 году в мире будет продано 244 тысячи 3D-принтеров – в два с половиной раза больше, чем годом ранее. В Gartner считают, что до 2019 года поставки принтеров будут удваиваться ежегодно. Причем уже в этом году четверть от всех проданных принтеров составят устройства дешевле $1000. Wohlers приводит такие цифры: 91,6% от проданных в 2014 году принтеров можно назвать «десктопными» (для дома или офиса), остальные – промышленными устройствами. Выручка от продажи, правда, распределяется в обратной пропорции: 86,6% пришлось на промышленные машины. Наконец, есть компании, которые способны перевернуть представление о возможностях 3D-печати за счет абсолютно новых технологий, одна из них – Carbon3D, о которой мы недавно писали.
Сегодня применение трехмерной печати находится главным образом в автопроме, аэрокосмической отрасли, медицине и энергетике. Растущий спрос на технологии 3D-печати в этих секторах экономики понятен: высокая точность, эффективный расход материалов, возможность создавать предметы, необходимые для решения конкретной узкой задачи. В то же время для массового потребителя 3D-принтер остается вещью бессмысленной – дорогой и громоздкий, он требует специальных знаний и недешевого программного обеспечения.
Аптекарев выделяет два подхода к 3D-печати, которые он условно называет американским и европейским. Первый предполагает, что 3D-принтер может быть в каждом доме, чтобы простые люди могли изготавливать все, что заблагорассудится: столовые приборы, ключи, ювелирные изделия или сломанную ручку от дверцы шкафа. Европейский подход в том, что 3D-печать – инструмент для профессионалов и только профессионал может им правильно пользоваться с пользой. «Пока второй подход находит больше отражения в цифрах с рынка», – считает Аптекарев.
Взять применение трехмерной печати в той же медицине. Очевидно, что она помогает предоставлять пациенту более качественное лечение за счет индивидуализации. Но общий консерватизм медицинской индустрии и ее зарегулированность тормозят процесс внедрения новых технологий. По всей видимости, ситуация будет меняться по мере появления новых результатов клинических исследований.
Существует и другая проблема: индустрия трехмерной печати уязвима с точки зрения законодательства. Пока не созданы эффективные механизмы, которые защищали бы авторские разработки от пиратов. Возможно, в итоге отрасль придет к той же модели, к которой уже пришла индустрия развлечений, – платный доступ к макетам через интернет, своего рода iTunes для 3D-принтеров. Подобные сервисы уже есть. Иванов, чей 3DPrintus.ru нацелен на ту же задачу, перечисляет: Shapeways.com, Matter.io, iMaterialise.com, Protolabs.com.
Несмотря на сравнительно небольшой в абсолютных цифрах объем рынка трехмерной печати, темпы его роста можно назвать стремительными. Почти никто всерьез не отрицает, что в ближайшие годы рост лишь ускорится. По прогнозу Siemens, 3D-печать в течение следующих пяти лет станет вдвое дешевле и в четыре раза быстрее. В конце концов, что-то подобное происходило когда-то и с обычными принтерами.
Первый лазерный принтер, рассчитанный на использование в обычных офисах, появился в 1981 году – это был Xerox Star 8010 стоимостью $17 тысяч. Но уже через три года Hewlett-Packard выпустила более дешевый принтер LaserJet, рассчитанный на широкую аудиторию. В 2013 году компания отметила продажу двухсотмиллионного принтера. Но тогда же стало очевидно, что спрос на развитых рынках снижается: все больше документов хранится на облачных сервисах, электронный документооборот растет, а молодое поколение не нуждается в распечатке страниц и фотографий – зачем, если они всегда доступны в Сети?
Обычная печать однозадачна: вам нужно перенести изображение на лист бумаги. 3D-печать, как предполагает название, добавляет новое измерение и, как следствие, может решать множество задач. Какая-то из них обязательно станет драйвером дальнейшего роста.
В подготовке материала принимал участие Анатолий Бурчаков.
https://slon.ru/posts/59137