Мария Локотецкая
Участницы Pussy Riot «готовы к этапу»
Хамовнический суд Москвы сегодня признал участниц группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич, устроивших панк-молебен в Храме Христа Спасителя в феврале этого года, виновными в хулиганстве
Фото: АР
По версии обвинения, подсудимыми — Надеждой Толоконниковой, Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич — двигала религиозная ненависть к православным верующим, которых они хотели «унизить» и «оскорбить». Сами обвиняемые утверждали, что их выступление — «политическая акция протеста» против слияния церкви и государства, а также призывов патриарха голосовать на президентских выборах за Владимира Путина.
Хамовнический суд согласился с версией обвинения.
В настоящее время оглашение приговора продолжается, и это сегодня самый популярный запрос в поисковой системе Google. Ожидается, что через час-полтора судья Марина Сырова объявит, каким будет наказание для подсудимых. Ранее гособвинитель Александр Никифоров требовал для фигуранток дела по 3 года лишения свободы.
Инцидент в главном храме страны произошел 21 февраля. Тогда пятеро девушек из группы Pussy Riot в шапках-масках и ярких коротких платьях вбежали на солею и амвон (возвышение перед алтарем) в Храме Христа Спасителя и попытались спеть песню «Богородица, прогони Путина», но были выдворены из церкви охраной и работниками храма. Вскоре в Интернете появился клип, в котором использовались кадры из ХХС и аналогичной акции Pussy Riot, устроенной в январе в Елоховском кафедральном соборе.
В марте трех участниц панк-группы арестовали. Студентке пятого курса философского факультета МГУ Надежде Толоконниковой, учащейся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Марии Алехиной, а также выпускнице МЭИ Екатерине Самуцевич предъявили обвинение в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды (часть 2-я статьи 213 УК). Она предусматривает штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет.
Эхо панк-молебна
Выступление Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и последовавшее за ним судебное разбирательство раскололо российское общество: одни сочли их «кошунницами», другие — сделали из них мучениц, которые несут свой крест как борцы за свободу и справедливость. Многие православные верующие требовали сурово наказать грешниц, а правозащитники утверждали, что преследование девушек незаконно и противоречит принципам светского государства.
Поступок Pussy Riot осудили певцы Олег Газманов, Елена Ваенга и Илья Лагутенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин и режиссер Никита Михалков. Михалков, вслед за Ваенгой предложил девушкам проделать то же самое в синагоге или мечети.
Никита Михалков также заявил, что мнение элиты (свои подписи под письмом в защиту Pussy Riot поставили 203 деятеля культуры и искусства России) — это не мнение страны.
С призывом освободить участниц панк-группы выступили зарубежные актеры и музыканты, в числе которых Стинг, Мадонна и лидер «Beatles» Пол Маккартни.
В своем письме, опубликованном на сайте музыканта 16 августа, сэр Пол Маккартни написал: «Дорогие Надя, Катя и Маша! Я пишу, чтобы выразить вам поддержку в этот трудный период. Хочу, чтобы вы знали: я очень надеюсь, что российские власти будут соблюдать принцип свободы слова и не сочтут нужным наказывать вас за ваш протест. Множество людей в цивилизованном мире имеет право выражать свое мнение, если этим они не наносят кому-либо вреда, и я считаю, что это самый лучший подход для любого общества. Желаю вам оставаться сильными и верить в то, что я и многие другие, кто, как и я, верит в свободу слова, будем делать все, что в наших силах, чтобы поддержать вас и идеи свободы творчества. Всего вам наилучшего!».
За несколько дней до оглашения приговора в различных в Москве и ряде европейских городах прошли акции в поддержку арестованных.
Хотели ли того «судьи» и «защитники», но процесс сделал участниц панк-группы известными всему миру. Свою лепту в «раскрутку» группы решили внести редакторы украинской версии мужского журнала Playboy, которые предложили Надежде Толоконниковой фотосессию в журнале.
Шоумен Михаил Галустян считает, что Pussy Riot стали «пешками в чужой игре». «Самое ужасное, что независимо от приговора эти глупые девочки не признают себя виновными. Они пешки в этой игре, которую Запад так усердно нам навязывает, понимая, что в равном бою мы непобедимы и кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет. Нас пытаются расколоть как общество, как единый народ,с большим количеством национальностей и разны вероисповеданий. Этих девчонок будут еще долго пиарить и приглашать на разные телепередачи и интернетресурсы, зарабатывая за счет их себе баллы и делая из них мучениц», — написал он в своем блоге, извинившись за ошибки (орфография источника сохранена — BFM.ru).
При этом Галустян считает, что девушек нужно отлучить от Церкви, но не лишать их свободы.
«Нет никакого всепрощения»
Отметим, что позиция РПЦ все это время оставалась подчеркнуто нейтральной. Ее представители заявляли, что подсудимые совершили тяжкий грех, но церковь «не передавала дело в суд, не влияла на ход следствия и суда». Заместитель председателя отдела внешних связей Московской патриархии РПЦ Всеволод Чаплин призывал Толоконникову, Алехину и Самуцевич к покаянию.
Накануне вынесения приговора участницам панк-группы Всеволод Чаплин заявил в интервью газете «Московские новости»: «Нет никакого всепрощения. Недавно Олег Басилашвили вслед за десятками публицистов и еще каких-то людей почему-то сказал, что христианство — это всепрощение. Нет. Бог не прощает нераскаянный грех, он его карает вечными муками, и мы это прекрасно знаем из Евангелия. <> Что на процессе происходит, для меня это десятый вопрос. Самое главное, что происходит между Богом и этими людьми. Если бы они сказали Богу или людям: «Это неправильно, мы больше никогда не будем так делать», открылись бы двери для Божия прощения, за которым, конечно, последовали бы какие-то человеческие чувства и человеческие выводы. Но мне кажется, к процессу это имеет мало отношения».
Процесс как источник заработка
Политологи отмечают, что в процессе над Pussy Riot, как в капле воды, отразилось состояние всего общества. Не обошлось и без людей, которые решили на этом заработать. Так, одна букмерская контора накануне вынесения приговора «принимает ставки на судебное решение 1-й инстанции над Pussy Riot. Расчет ставок производится на основании решения суда в независимости от сроков его вынесения. Срок наказания — в любом его виде (условное, отсрочка, реальное лишение свободы)».
Операция «Балаклаваград»
Сегодня на станции метро «Белорусская» молодые люди натянули шапки-балаклавы на головы партизан из скульптурной композиции. Пассажиры кричали, что акция оскорбила память их воевавших дедов. Они вызвали полицию, которая и задержала всех участников акции поддержки Pussy Riot. Им горозит до 15 суток ареста за мелкое хулиганство.
Фото: AP
На Старом Арбате в аналогичный наряд сторонники панк-группы обрядили памятники Пушкину и Гончаровой. Памятник Ломоносову у журфака МГУ, поэту Абаю Кунанбаеву и Достоевскому тоже получили шапочку.
Организаторы акции — активисты «московской уличной ветки международного движения Anonymous».
Курсы быстрого чтения
Дело участниц Pussy Riot судья Марина Сырова рассмотрела в рекордно-короткие сроки — всего за полторы недели. Начиная с 30 июля в суде допросили девять потерпевших и восемь свидетелей, были изучены материалы восьми томов уголовного дела.
Пострадавшие — охранники, работники церкви и один посетитель — заявили, что оскорблены до глубины души, а действия подсудимых нанесли им глубокую моральную травму. Танцы на амвоне, где читается священное писание, они расценили как «бесовские пляски и дрыганья», решив, что подсудимые пришли «объявить войну Богу и РПЦ».
Подсудимые не признали вину. «Если бы мы спели «Богородица, Путина сохрани», то мы бы тут не сидели», — заявила одна из участниц панк-группы Екатерина Самуцевич.
Адвокаты подсудимых утверждали, что их подзащитные совершили не уголовное, а административное правонарушение и должны нести ответственность по части 2-й статьи 5.26 КоАП (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики). Она предусматривает штраф от 500 до 1 тысячи рублей.
Однако доказать невиновность фигуранток защите не удалось. Большинство ходатайств защиты — о назначении по делу новой экспертизы, вызове в суд экспертов и свидетелей, среди которых назывались Владимир Путин, патриарх Кирилл и оппозиционер Алексей Навальный, суд отклонил.
Незадолго до разбирательства Владимир Путин прокомментировал дело Pussy Riot. Президент заявил, что девушек не надо судить «так уж строго», хотя в том, что они сделали, нет ничего хорошего и если бы они «осквернили бы что-то в Израиле», то просто не смогли бы оттуда уехать.
Заседания длились иногда по 12 часов в день. Это дало защите повод обвинить суд в применении к подсудимым пыток, так как обвиняемым не хватало времени на отдых и еду.
Страсти в зале суда кипели нешуточные: за время разбирательства защита заявила восемь отводов судье, а та вынесла несколько десятков замечаний в адрес адвокатов. Слушания проходили при повышенных мерах безопасности — посторонних в здание суда не пускали, подступы к нему преграждали кордоны полиции. На улице собирались как сторонники, так и противники подсудимых.
Можайск или Мордовия
Накануне оглашения приговора стало известно, что судье Марине Сыровой предоставили госзащиту из-за угроз, которые поступали в ее адрес. Правда, от кого поступали угрозы, так и осталось неизвестным.
Сегодня возле суда дежурит 2-й оперативный полк ГУВД, который занимался ранее разгоном демонстраций. Почти за 70 метров территория оцеплена. Двойной досмотр — у железных заграждений, выставленных на подступах к 2-му Ростовскому переулку, а также на входе в суд. Сторонники подсудимых с одной стороны и православные активисты — с другой. Подсудимых привезли в здание Хамовнического суда в 9:30 мск.
Адвокаты перед приговором были настроены скептически. Защитники подсудимых заявили BFM.ru, что не сомневаются в том, что суд назначит реальный срок. «В противном случае девушек давно бы освободили из-под стражи», — сказала адвокат подсудимых Виолетта Волкова. По ее словам, защита главным образом рассчитывает на Европейский суд по правам человека. Там уже находится предварительная жалоба обвиняемых на их арест и его продление. Накануне адвокаты дослали в ЕСПЧ необходимые документы к ней.
Другой защитник — Марк Фейгин — рассказал BFM.ru, что вчера посетил своих подзащитных в СИЗО. «Я бы не сказал, что у них погребальное настроение», — сказал он, добавив, что девушки «отвечали на вопросы интервью для различных изданий, смеялись и болтали». По словам Фейгина, все они уже моральны готовы к этапу, он обсудил с ними тему «пересылки» и необходимости подготовить теплые вещи. Защитник предположил, что осужденных могут отправить отбывать срок в Можайск или в одну из колоний Мордовии.
http://www.bfm.ru/articles/2012/08/17/u … etapu.html