Учету не поддаются
Правозащитники отказались исполнять закон об «иностранных агентах»
23 июля 00:05 Газета № 325 (325) Михаил Мошкин
Закон, в очередной раз изменивший правила игры в отношении российских некоммерческих организаций, был утвержден с завидной быстротой.
Фото: РИА Новости. Михаил Климентьев
Правозащитники саботировали свежий закон об НКО — «иностранных агентах», который 22 июля подписал президент Владимир Путин.
Правозащитники ответили демаршем на новый закон об НКО — «иностранных агентах», подписанный президентом Владимиром Путиным 22 июля. Руководители ряда крупнейших правозащитных структур заявляют, что продолжат получать гранты из-за рубежа и при этом не станут регистрироваться в качестве иностранных агентов.
Закон, в очередной раз изменивший правила игры в отношении российских некоммерческих организаций, был утвержден с завидной быстротой. Под занавес весенней сессии законопроект приняла Госдума, затем одобрил Совет Федерации и в субботу подписал президент. Отныне иностранным агентом считается НКО, которая «участвует в политической деятельности» и при этом «получает финансирование и иное имущество» от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций и просто от иностранных граждан «либо уполномоченных ими лиц». То, как в законе трактуется «политическая деятельность» («организация и проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений»), позволяет, как считают представители НКО, подвести под это самую разнообразную правозащитную и гражданскую активность, вплоть до защиты леса от вырубки. Смогут получать деньги из-за рубежа и при этом не считаться иностранными агентами религиозные организации, госкомпании и созданные ими НКО, бюджетные и муниципальные учреждения, а также «объединения работодателей Торгово-промышленной палаты».
Правила регистрации иностранных агентов вступят в силу лишь через 120 дней после официального опубликования закона. Четыре месяца отсрочки дается для того, чтобы эти новшества вступили в действие одновременно с другим законом, который установит административное наказание за отказ НКО записаться в реестр «агентов». За злостное уклонение предусмотрена и уголовная ответственность: штраф в 300 тыс. руб. или до 480 часов обязательных работ.
Такое наказание может грозить исполнительному директору движения «За права человека» Льву Пономареву и руководству «Мемориала». Сразу после того, как закон был подписан, лидеры ряда старейших и крупнейших правозащитных организаций заявили о том, что не собираются ему подчиняться. «Мы понимаем, что санкции могут последовать, но не хотели бы, чтобы наше несогласие выглядело как какие-то пафосные заявления: мы просто указываем на то, что принятый документ неправовой», — заявил «МН» Пономарев. По его словам, движение «За права человека» не будет обращаться в Минюст за статусом иностранного агента, не прекратит получать гранты из-за рубежа, а если власти будут принимать какие-то меры, правозащитники обещают «сопротивляться в правовом поле». «Будем обращаться в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека, в том числе в превентивном порядке, то есть до вступления закона в силу», — пояснил Пономарев.
Жалобу в КС и иск ЕСПЧ намерена подать и руководитель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, по мнению которой власть «пытается принудить правозащитников добровольно идти на гильотину». При этом правозащитники не собираются ограничиваться исками: по словам Пономарева, они готовы объявить кампанию гражданского неповиновения. О возможности такой кампании заявил «МН» и член правления общества «Мемориал» Олег Орлов. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что МХГ теперь будет пытаться работать на российские деньги. Старейшая правозащитница (на днях Алексеевой исполнилось 85 лет, с чем ее поздравил в том числе и президент Владимир Путин) обещает продать в пользу МХГ свою коллекцию гжельского фарфора.
Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк, поздравляя Алексееву с юбилеем, в числе прочего пожелал ей «конструктивного взаимопонимания с властью». Однопартиец Железняка, депутат Госдумы и полпред нижней палаты в КС Дмитрий Вяткин считает поведение правозащитников неконструктивным и ангажированным. «Поведение некоторых так называемых правозащитников срывает с них маски, — заявил «МН» депутат Вяткин. — Живя и работая в России, они не уважают и не собираются исполнять закон РФ, это показывает их отношение к нашей стране. Они не правозащитники, а люди, преследующие политические цели»