2011 год — год катастроф на транспорте
Череда катастроф на российском транспорте в этом году с массовыми человеческими жертвами — это не просто трагическое стечение обстоятельств, считают эксперты. Это проблемы отрасли в целом, связанные с общегосударственной политикой на транспорте
Фото: РИА Новости
Уходящий 2011 год останется в памяти россиян годом страшных катастроф на различных видах транспорта, унесших жизни нескольких десятков людей. Эксперты сходятся во мнении, что даже если допустить мысль о том, что череда произошедших катастроф — некое трагическое стечение обстоятельств, это не отменяет того факта, что государству необходимо в наикратчайшие сроки кардинально менять свой подход к отрасли.
В течение года министр транспорта Игорь Левитин успел дважды отчитаться о положении дел на российском транспорте перед депутатами в Госдуме. В феврале этого года его выступление было связано с терактом в аэропорту «Домодедово», произошедшем в январе и унесшем жизни более 30 человек. А в сентябре он был вызван «на ковер» после нескольких катастроф в небе и на воде.
Многие эксперты говорили, что Левитину придется освободить кресло министра. С требованиями его отставки неоднократно выступали депутаты от оппозиции. Однако непотопляемый Левитин по-прежнему у руля.
Авиаперевозки в России хуже Конго и Индонезии
Количество авиакатастроф в российской гражданской авиации за прошедший год выросло почти вдвое по сравнению с 2010-м. По данным начальника управления инспекции безопасности полетов Росавиации Сергея Мастерова, в январе-сентябре 2011-го произошло 8 катастроф и 8 аварий (за аналогичный период 2010 года в авиации произошло 2 катастрофы и 7 аварий).
По данным Ространснадзора, в восьми катастрофах с пассажирскими воздушными судами (большинство из них были вместимостью более 30 мест) в этом году погибли 117 человек. В 2010 году в двух авиакатастрофах погибли 14 человек.
При заходе на посадку под Петрозаводском 20 июня этого года разбился Ту-134. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. Впоследствии в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) заявили, что трагедия произошла из-за ряда факторов, в частности, плохой погоды и ошибки пилота, который неправильно среагировал на ситуацию. Кроме того, по заключению экспертов, штурман самолета находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.
17 сентября под Ярославлем разбился самолет Як-42, на борту которого находился основной состав хоккейной команды «Локомотив» (Ярославль). В результате аварии погибли 44 человека, выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову. МАК признал вину экипажа. Однако независимые эксперты не согласны с этими выводами и указывают на конструктивные и аэродинамические недостатки лайнера, а не на человеческий фактор.
Ан-24, летевший из Томска в Сургут, 11 июля совершил вынужденную посадку на реку Обь из-за пожара в двигателе. В результате погибли 7 человек, пострадали еще 30. Причиной возгорания оказалась стружка, попавшая в масло в левом двигателе самолета.
Министр транспорта сетует на то, что средний возраст российских самолетов — 21 год, а почти две трети аэродромов гражданской авиации в стране нуждаются в срочной реконструкции и модернизации. По словам Левитина, большинство из них были построены более 40 лет назад.
Всего в российском авиапарке 1523 самолета, из которых 479 — иностранного производства. И лишь 52 отечественных самолета, из числа используемых авиакомпаниями, были произведены позднее 90-х годов.
В Ространснадзоре считают, что медвежью услугу отрасли оказали «либерализация выхода на рынок транспортных перевозчиков и низкие штрафные санкции» . «Мы имеем право заходить с проверкой на транспортное предприятие один раз в три года. В период между плановыми проверками предприятие успевает накопить нарушения, которые влияют на безопасность», — заявил руководитель Ространснадзора Сергей Романчев.
Между тем, согласно данным британской консультационно-аналитической компании Ascend, авиабезопасность в России за последние годы заметно ухудшилась. По числу погибших в авиакатастрофах, количеству разбившихся самолетов, объему нанесенного ущерба в этом году Россия выступила хуже не только всех развитых стран, но и некоторых развивающихся, таких как Конго и Индонезия.
Ascend отмечает, что из всех разбившихся в России в этом году авиалайнеров восемь были созданы еще во времена СССР. Однако эксперты, опрошенные компанией, считают, что проблема снижения авиабезопасности заключается не только в использовании старых моделей. По их мнению, она кроется в несоблюдении правил безопасности, фальсификации документов, использовании контрафактных запчастей, ограниченном флоте у большинства авиакомпаний, а также недостаточной тренированности летного состава, который зачастую не обучен международным нормам безопасности.
Крупнейшие катастрофы на воде
Состояние дел в сфере водного транспорта до недавнего времени считалось удовлетворительным, по крайней мере, из всех других видов транспорта он считался самым безопасным. Однако события, произошедшие летом этого года, в корне поменяло мнение россиян на этот счет.
10 июля на Волге затонул теплоход «Булгария», что стало самой страшной трагедией на речном российском транспорте за последние десятилетия. В результате крушения судна погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Спасти удалось 79 человек.
Ространснадзор назвал причины ЧП: невыполнение правил безопасности судовладельцем и капитаном при подготовке к рейсу, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
При этом многие эксперты указывали на то, что «Булгарию» вообще не должны были допускать к плаванию — теплоход был построен в Чехословакии еще в 1955 году и срок его эксплуатации давно истек.
В настоящее время в России на реках работают 128 круизных теплоходов, произведенных за границей, их средний возраст 45 лет. Генеральный директор «Гипроречтранса» Владимир Рудометкин отмечает, что сейчас новые суда практически не строятся.
Проблема заключается еще и в том, что если в советские времена пассажирскими перевозками занимались крупные пароходства, то сейчас — существует множество мелких компаний. Сейчас практически все компании-судовладельцы — ни частники, ни государственные — не следят за состоянием судов.
31 июля на Москве-реке произошла еще одна трагедия: катер «Ласточка», маневрируя в районе Лужников, столкнулся с баржей. В результате аварии погибли 9 из 16 человек, находившихся на борту «Ласточки». Опрошенные BFM.ru эксперты считают, что это происшествие может вынудить власти ужесточить законодательство в сфере деятельности маломерных судов.
Каждый второй россиянин боится терактов в метро и летать
Многочисленные социологические опросы свидетельствуют: россияне считают, что ситуация с безопасностью на транспорте не только не становится лучше, а, напротив, ухудшается.
В начале декабря генеральный директор Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров рассказал о страхах россиян, связанных с безопасностью на общественном транспорте.
Согласно исследованиям, проведенным социологами, россияне опасаются терактов в метро, а также сомневаются, что техническое состояние различных транспортных средств (от самолетов до поездов) находится на надлежащем уровне.
В том, что метро уязвимо для террористов, уверен почти каждый второй респондент. Страх аварий и неудовлетворительного технического состояния транспортных средств вызвана гибелью теплохода «Булгария», а также авиакатастрофами, в одной из которых погибла хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль).
Что касается наземного пассажирского транспорта, то, как показало исследование ВЦИОМ, больше всего пассажиры опасаются маршруток. Люди не доверяют водителям, многие из которых плохо знают правила дорожного движения и лихачат на дороге.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) также представил в декабре исследование, в котором попросил россиян оценить риски при путешествии тем или иным видом общественного транспорта. Оказалось, что чуть ли не половина пассажиров считает все междугородные маршруты небезопасными.
«Россияне говорят, что ситуация с безопасностью на междугородном транспорте ухудшается», — констатируют социологи ФОМ. Летать боятся 49% опрошенных, треть респондентов опасается аварий на дорогах. При этом морские и речные перевозки вызывают недоверие лишь у 2% россиян. Однако если учесть, что водным транспортом пользуются не более 4% пассажиров, то и здесь риск попасть в аварию путешественники оценивают достаточно высоко.
Почти половина россиян считает, что надежнее всего преодолевать дальние расстояния поездом. Железной дорогой последние три года пользовались 40% россиян. Однако наиболее востребованным, несмотря на свою небезопасность, является автотранспорт — более 60% россиян в дальние поездки отправляются именно на автобусах. И только 10% россиян предпочитает летать.
Основной причиной высокой аварийности во время пассажирских перевозок без малого 50% респондентов называет «человеческий фактор». Более трети опрошенных считают, что виной аварий являются «технические неполадки». Поэтому пассажиры воздушных судов, например, настаивают на «обновлении авиатехники, усилении контроля за техническим состоянием самолетов и повышении квалификации пилотов». Те, кто пользуется автотранспортом, требуют «отремонтировать дороги, освещение на трассе и не только около Москвы».
Не случайность, а закономерность
Соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов в беседе с BFM.ru заметил, что произошедшие в этом году катастрофы — не просто стечение обстоятельств: «Это закономерность, и первопричиной такого положения вещей является высокая изношенность транспортного парка и транспортной инфраструктуры. Тут решение может быть только одно — сделать кардинальное обновление: это касается и водного, и воздушного транспорта, и в какой-то степени даже железнодорожного».
По словам Адамидова, транспортной отрасли в России не уделяется должного внимания. «Это происходит на протяжении последних 15-20 лет. Рецепт простой — нужно просто заниматься транспортом, причем заниматься им в сложившейся ситуации должно государство. Такие внушительные инвестиции, которые необходимы транспортной отрасли, никто другой реально аккумулировать просто не сможет. А денег со стороны государства сейчас выделяется недостаточно», — считает эксперт.
«Это проблемы общегосударственной политики на транспорте»
Генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин считает, что реакция Игоря Левитина на усилившуюся интенсивность транспортных происшествий неадекватна: «Министр перед обществом не объясняется, он предпочитает объясняться перед своим непосредственным начальством — перед премьером, или перед президентом. Таким образом, он демонстрирует, что не чувствует за собой никакой ответственности. Он выступает в роли технического министра».
В целом, Мухин считает, что за прошедший год Минтранс не приблизился к решению проблем, существующих на сегодняшний день в отрасли: «Работу Министерства транспорта можно оценить следующим образом: денег на строительство дорог и на решение проблем выделяется больше, а дороги становятся хуже и проблем становится больше. Это относится ко всем отраслям транспорта».
Дмитрий Адамидов считает, что Минтранс несет ответственность за случившиеся катастрофы, однако было бы неверно перекладывать на ведомство всю вину полностью. По мнению эксперта, проблема носит комплексный характер.
«В этой отрасли лишь с помощью одного министерства все проблемы не решить. Это проблемы общегосударственной политики на транспорте, которая у нас не сформирована. Стратегическая задача не решается уже который год, и я не знаю, что для этого надо сделать. Дело ли в министре или в государстве в целом, трудно сказать», — пояснил Адамидов.
http://www.bfm.ru/articles/2012/01/05/2 … porte.html