В продуктовых появились спецотделы "второй свежести"
03.04.2009
Николай Морозов
В кризисные времена продавцы - в погоне за кошельком потребителя-скопидома - вынуждены думать о цене своих товаров. Одни продуктовые ритейлеры, обеспокоенные падением спроса, стали экономить на бесплатных пакетах. Другие - подсовывать некондиционный и просроченный товар. В продуктовых магазинах подмосковных Мытищ поступили честнее - там для современных плюшкиных завели спецотделы, где товары "второй свежести" продают с серьезными скидками.
Большой продовольственный магазин на окраине Мытищ знает весь район. Здесь, на Лётной улице, ассортимент не хуже столичного: от молочных продуктов до сортовых вин. Но особой популярностью пользуется овощной отдел. При желании тут можно купить огурцы за 40 рублей, дыню за 30 и апельсины за 25 рублей. Секрет низких цен - в низком качестве продуктов. Уже через пару дней покрывшиеся пятнами и вмятинами овощи и фрукты обязаны отправить на списание. А пока их еще можно продать. От сделки выигрывают и продавец, и покупатель. Впрочем, афишировать свою деятельность в магазине не любят. На простой вопрос о наличии некондиционных овощей продавцы отвечают не сразу.
- Сухофрукты? - недоверчиво переспрашивает молодой человек.
- Нет - уцененные. Чуть помятые, побитые... для компотов, для варенья чтоб использовать. Есть?
Ответ на вопрос получаем не сразу. Алан - так зовут продавца - бежит советоваться с коллегой. Долго шепчется. Периодически оценивающе поглядывает в нашу сторону. В итоге возвращается с утвердительным ответом и показывает на ящик с сильно подгнившими овощами и фруктами. Там есть битый кабачок, половинка огурца, баклажан и треснутая морковка.
И это все? Оказалось, нет. Поговорив еще несколько минут, выясняем, что тут можно купить практически любые овощи и фрукты. Но - поближе к вечеру. Перед закрытием магазина шанс отыскать презентабельные овощи и фрукты, которые продадут по низкой цене, выше.
- Ведь за ночь они точно испортятся и завтра все равно пойдут "по дешевке". Но если пустить их в дело сразу же, то особой разницы не заметишь, - говорят продавцы.
Расценки не кусаются. Брокколи - 40 рублей, капуста цветная - 30, баклажаны - 50, кабачки - 40, цуккини - 50, груши - 30, лимоны - 25, ананасы - 50, айва и персики - по 50. А килограмм свеклы можно и вовсе купить за 10 рублей. Само собой речь об уценке.
- И пускай они чуток помятые. Овощи можно тушить и жарить, а фрукты использовать для варенья и компотов, - говорит покупательница Татьяна и тут же берет себе два кило уцененных немного помятых мандаринов - по 30 рублей вместо 77.
В отличие от Европы в России продажа некондиционных продуктов запрещена. Их должны просто списывать. Но кто из нас не покупал те же расфасованные овощи по цене первого сорта и только дома обнаруживал, что половину их надо отправить в мусорное ведро? А тут покупатель сам видит соотношение цена-качество.
На стене в Мытищинском продуктовом висит лист с расценками "уценки". В списке 30 наименований.
- А молочные продукты можно купить по дешевке?
- Нет, мы так только овощи и фрукты продаем, - признается Алан. - От них же не отравишься.
Эксперты общества зашиты прав потребителей говорят, что подобные торговые точки есть во многих районах Москвы. Правда, чтобы найти дешевого "поставщика", придется попотеть. Афишировать свою деятельность в магазинах не любят. И продают уцененный товар только постоянным клиентам - чтобы не нарваться на проверяющих.
Другой путь сохранить цены на приемлемом для потребителя уровне, а значит, и выдержать конкуренцию - строжайшая экономия на всем. Так, торговые сети "Пятерочка" и "Остров" отказались от дисконтных карт. А в "Перекрестке", на радость экологам, давно кричащим о том, что в столице ежегодно образуется около 360 тысяч тонн отходов отравляющего город полиэтилена, в феврале впервые на кассе стали предлагать заплатить за полиэтиленовые пакеты. За первый месяц покупатели московских и областных "Перекрестков" приобрели около 735 тысяч пакетов, обеспечив сети доход примерно в 400 тысяч рублей.
Таракан в булке, мышка в фисташках, бабочки в козинаках
Во время кризиса выбирать продукты в магазинах стоит особенно тщательно
Как говорят эксперты из общества защиты прав потребителей, в последнее время в магазинах все чаще продают некачественные товары. Юрист ОЗПП "Общественный контроль" Дмитрий Лесняк проинструктировал корреспондента "Известий" Наталью Гранину, как бороться за свои права в продуктовых магазинах.
вопрос: В связи с кризисом что-то изменилось в отношениях потребитель-продавец? Больше или меньше поступает жалоб на некачественные товары, обслуживание?
ответ: На мой взгляд, за последние месяцы уровень лояльности продавцов понизился. Стало больше случаев, когда продавцы отказываются принимать назад бракованный товар либо заменять другим. Их даже суд не пугает - пытаются всеми правдами и неправдами тянуть время. В плане качества продуктов - количество жалоб выросло, но не смертельно. Хотя мы находимся еще только в начале процесса. Тем более сейчас в Москве указом мэра запрещены все плановые проверки предприятий малого и среднего бизнеса. То есть конкурентное преимущество получает тот, кто более дешево продает товар - при этом, возможно, и некачественный.
в: Количество судебных исков увеличилось?
о: В суды в основном попадают шокирующие случаи. Только что у нас закончилось дело по козинакам, в которых оказались личинки бабочек. Недавно проводили экспертизу по поводу разложившейся мышки в фисташках, выпущенных под брендом известной торговой сети. Но покупатели, узнав, через что им предстоит пройти, решили не трепать себе нервы. Сейчас подали иск на торговую сеть "Рамстор" по поводу таракана в булке. Фирменная упаковка не нарушена - насекомое можно рассмотреть через целлофановый пакет. Пытались это дело урегулировать обычными переговорами. Но магазин отказался вернуть деньги за хлеб. Сейчас разъяренный покупатель требует в суде миллион рублей за моральный вред.
в: Раньше суд потребительские страдания оценивал чисто символически - рублей в 500. Сейчас "страдать" выгоднее?
о: Например, за козинаки суд присудил 10 тысяч рублей. Учитывая, что стоимость их 32 рубля - считаю, это очень хорошо. Общая практика столичных городских судов по защите прав потребителей - компенсация в 1,5-2 тысячи рублей в среднем. У нас был рекорд - 60 тысяч рублей. Но это не было связано с продуктами питания. По вине перевозчика люди остались в Германии с двумя маленькими детьми без денег, без билетов, без еды.
в: Вы говорите о вопиющих случаях, а по таким обыденным явлениям, как склизкие сосиски, протухшее мясо, в суд идут?
о: Конечно, если гражданин инициирует иск о склизких сосисках, мы ему поможем. Обычно люди звонят, возмущаются, а когда узнают сколько денег, труда и времени потребуется, чтобы наказать непорядочного продавца, - спускают все на тормозах. Ведь некоторые судебные дела идут годами. С пищевыми продуктами проблема, конечно, огромная. Закон о защите прав потребителя не различает глобально продовольственные и непродовольственные товары. В законе общее понятие. В частности - гарантийный срок. Если он обозначен, то уже обязанность продавца доказать, есть ли нарушения либо недостаток возник по вине пользователя. На товары без гарантии все недостатки должны обосновывать сами потребители. А это делается с помощью экспертизы, которая часто превышает стоимость товара. Самая простая органолептическая стоит 1,5-2 тысячи рублей. В том случае если упаковка была нарушена и продукт начали использовать, понадобится скорее всего лабораторное исследование. Тут речь идет о десятках тысяч рублей.
в: А европейская практика? Там тоже все так сложно?
о: В Европе понятие гарантий продавца еще более декларативно. Однако у них судебная практика гораздо лучше. За моральный вред выплачиваются миллионные суммы. И это останавливает продавцов от шокирующих вещей.
в: Моя одноклассница сейчас живет во Франции и пишет, что у них в связи с кризисом стали популярны продуктовые секонд-хенды - в магазинах вполне официально продают товар с истекшим сроком годности за полцены. А по телевизору ведут пропаганду, что мол, ничего страшного, если консервы просрочены на 1-2 месяца - не отравитесь. У нас такое возможно?
о: И у нас такое есть. Например, в Мытищах в одном сетевом магазине выделен закуток под некондицию со скидками: гнилой лук, забродившие бананы (репортаж из этого магазина смотрите на этой же странице. - "Известия"). Покупатели роются, что-то выбирают. Хотя в нашем Законе о защите прав потребителей четко сказано: продажа изделий по истечении гарантийного срока (срока годности) запрещена. К тому же товар надо продавать с таким расчетом, чтобы его можно было нормально употребить до истечения срока годности. Например, если творожный сырок лежит на прилавке за час до истечения срока годности - это противозаконно.
в: А что делают с просроченными товарами - магазин обязан их уничтожить?
о: Разная практика. Некоторые возвращают производителям для переработки. Например, мясо пускают на костную муку.
в: На вашем форуме читала возмущенный рассказ покупателя о том, что продавец в ответ на замечание по поводу гнилых помидоров на витрине вызвал охранника и выставил за дверь слишком принципиального покупателя. Что делать в таком случае?
о: В первую очередь обращаться в Роспотребнадзор, департамент потребительского рынка. Инспекторы обязаны по сигналу выехать с проверкой. Во всяком случае, так было раньше. Сейчас плановые проверки, чтобы не "кошмарить" бизнес, в Москве запрещены. Экстренные ревизии возможны только с санкции прокуратуры. А регламент, как выдавать эту санкцию, обещают разработать только во втором полугодии.
О том, как нас еще дурят в сфере обслуживания, читайте в "Неделе" на стр 6-7.
Магазины проверят "тайные покупатели"
Чтобы хоть как-то помочь покупателю сориентироваться, общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" начинает проведение конкурса "Белый список". Его цель - выявить торговые предприятия, лучшие по качеству товаров и обслуживания. Их ОЗПП и будет рекомендовать потребителям. Способ оценки качества - потребительский аудит. Тайные покупатели-добровольцы практически во всех российских регионах будут ходить по магазинам и оценивать качество их работы. Каждый агент-доброволец получает инструкцию о том, по какой системе выставлять оценки. Анализировать будут буквально все: подъездные пути к магазину, вывеску, выкладку товара и его качество, наличие информации о сроке годности на упаковке.
- Сейчас многие производители грешат тем, что намеренно не указывают даты изготовления, сроки годности, - поясняет один из координаторов конкурса "Белый список" Игорь Романов. - Я, например, пристально слежу за судьбой баночки консервированных шампиньонов одной китайской марки, которая продается в магазине рядом с моим домом. На ней не указан срок годности. Четыре года назад сделал на ней маленькую пометку, чтобы не обознаться. Банка до сих пор так и стоит на полке.
Тайным покупателям поручено также проверять продавцов на лояльность: как они будут общаться в случае, если потребитель откажется от покупки. В соответствии с полученными результатами будет составлен список лучших магазинов - победителей "Белого списка". От формирования "черного" рейтинга активисты ОЗПП отказались намеренно: недобросовестных магазинов настолько много, что перечислить все их физически невозможно.
Как нас обманывают
- Колбасу или сыр одного производителя выдают за продукт более дорогого бренда. Даже если вы гурман, доказать злой умысел практически невозможно - спишут на обычную ошибку.
- Просроченные пельмени, вареники, свежемороженые овощи, креветки, упакованные заводским способом, продают вразвес. Те же самые пельмени и вареники с истекшим сроком годности упаковывают в обычные целлофановые пакеты и продают как изделия ручной лепки. Точно так же поступают с просроченными творожками и сырками - их освобождают от заводской упаковки и расфасовывают в пластиковые контейнеры.
- Просроченные с белым налетом шоколадные конфеты смешивают со свежими.
- На место, где изображен истекший срок годности, наклеивают стикер со "свежей" датой.
http://www.finiz.ru/consumer/article1254398