Чтобы ребенок не был трудным
Год: 2008
Автор: Шишова Т.Л.
Жанр: Детская психология, воспитание и педагогика
Издательство: «Христианская жизнь»
ISBN: 978-5-93313-050-5
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 279 (в книжном варианте 576)
Описание: Описание: В наши дни вопросы воспитания детей интересуют множество родителей. Но порой бывает непросто разобраться в разных направлениях и методиках, понять, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.
Книга "Чтобы ребенок не был трудным"- не плод досужих домыслов кабинетного ученого. Она создавалась на основе практической работы, в процессе наблюдения за детьми. Как за "трудными", с которыми проводились психокоррекционные занятия, так и за "легкими", которым подобные занятия не требовались, но с которыми у родителей периодически возникали проблемы, и тогда они в поисках решения обращались к специалистам.
Автор книги - Татьяна Львовна Шишова - православный педагог, публицист, драматург, член союза писателей России и один из создателей (в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной методики куклотерапии - коррекции детских поведенческих расстройств при помощи кукольного театра. Автор делится своим опытом, размышляет и дает конкретные советы, как найти с ребенком общий язык и сохранить его нравственное и психическое здоровье. Иными словами, как добиться того, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ.
Свернутый текст
--
Свернутый текст
Оглавление
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ 7
Глава 1. Страх темноты или кто притаился в темноте? 7
Нормальные герои всегда идут в обход 7
Детские страхи надо уважать 10
Причины возникновения у детей страха темноты 11
Глава 2. Ночные кошмары или победа над сном 14
Нужно ли обсуждать с детьми их страшные сны? 14
Как подружиться с тетей королевой? 15
Идет бычок, качается 16
Толкование сновидений 17
Меры предосторожности 18
А если телевизор - это самое дорогое? 19
Глава 3. Страх одиночества или один дома 20
Почему дети боятся одиночества? 20
Что делать? 21
Истинный страх одиночества 22
Сказочные странствия 24
Подарки и сюрпризы 24
От теории - к практике 25
Глава 4. Своеволие: своя ли воля? 26
Своевольные дети на редкость несамостоятельны 26
Последствия своеволия 27
Почему же родители это допускают? 28
Счастье - это когда тебя понимают 29
Как важно быть последовательным 31
Посильность требований 32
Компромисс, но без авансов 32
Глава 5. Немного о детской грубости или дождь лягушек изо рта 34
Брань - позывные ада 34
Мат - это путь к свободе? 35
Почему дети ругаются? 36
Грубость на уровне тона 38
Методы борьбы 39
Глава 6. Стремление быть «крутым», или еще немного о грядущем хаме 40
Глубокоуважаемый мент 40
О том, как вредно кидаться блинами 41
Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, как ведет себя твои ребенок 42
Мужик с седьмого этажа вылетел - и даже не чирикнул 44
Глава 7. Конь-огонь, или гиперактивный ребенок 46
Хочет, но не может 46
Кто виноват? 48
Каково быть матерью гиперактивного ребенка 48
Как вести себя с гиперактивным ребенком? 49
Гранитные берега для бурлящего хаоса 50
Лекарства 54
Коррекционные игры 55
Глава 8. Детская медлительность, или тише едешь – дальше будешь 57
Как помочь маленьким копушам? 58
Развиваем мелкую моторику 59
Одежда медлительного ребенка 61
Развивающие игры 62
Режим дня 63
Семь раз отмерит, один - отрежет 63
Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера? 65
Учитывайте характер ребенка 65
Особенности культуры 66
«Две большие разницы», как говорят в Одессе 67
Успех вместе с другими и ради других 68
Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой? 68
Вам нужен ребенок или его успеха? 69
Глава 10. Как научить ребенка постоять за себя? 71
В гостях у снежной королевы 71
Чуть что - сразу в нос 71
Не раздувайте из мухи слона 72
Слова и образы 73
Защищать, пока не сможет защитить себя сам 74
Изъять из травмирующей среды 74
А если травят везде? 76
Победа над страхом 77
Глава 11. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей 79
Почему уныние - грех? 79
А если ребенок не понимает шуток? 80
Чувство юмора развивается постепенно 81
Культура комиксов 82
О«черном» и «белом» юморе 83
Смех сквозь слезы 84
Глава 12. Поиски «золотой середины», или проблемы с дисциплиной 87
Спокойствие, только спокойствие! 87
Конфликт полов 87
Как скучное сделать интересным? 88
А как насчет вознаграждения? 89
Кого мы воспитываем: ребенка ила собаку Павлова? 90
А как же раньше дети приучались к труду? 92
А если ребенок все равно упорствует? 93
ЧАСТЬ II СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 95
Глава 13. Если мама успешнее папы, или неудачник по наследству 95
Причем тут ребенок? 96
Выбор из двух зол 96
Выход из заколдованного круга 98
Глава 14. Образ отца, или «кем работает твой папа?» 101
«Просто пап» не бывает 102
Идеальный потребитель 103
Глава 15. Еще немного о формировании образа отца, или жена в роли Пигмалиона 105
Отец - опора и защита 105
К вопросу о «профпригодности» 107
Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу? 107
Должен ли ребенок бояться отца? 108
Должен ли отец играть с ребенком? 109
А если отец слабовольный? 112
Глава 16. Приходящий папа 114
Маленькие штирлицы 114
«Беспримерность» 115
Зачем нужен «приходящий папа»? 116
Как разрядить обстановку? 118
Яблоко раздора 118
Повторный брак 120
ЧАСТЬ III ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 121
Глава 17. Мифы и реальность полового воспитания 121
Секспросвет вреден для здоровья 121
Охранная функция стыда 122
А если ребенок интересуется? 124
Школьные уроки скотоложества 125
О чем же стоит говорить с детьми? 127
«Пусть лучше дома, чем в подворотне» 128
Что же понимать под половым воспитанием? 129
Глава 18. Воспитание мальчиков 130
Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью 130
Школа мужества 132
Подвижные игры 135
Где живет герои? 135
Спасителю папы - приз! 136
Романтики с большой дороги 137
Эффект подсолнуха 138
Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам 139
Глава 19. Воспитание девочек 140
Главное - семейное счастье. Остальное приложится 141
Немного о минусах «бесполой педагогики» 142
Воспитание женственности 143
Мягкое побеждает твердое 146
Глава 20. «Мама, купи мне братика», или как подготовить ребенка к рождению младшего брата или сестры? 147
Немного об аистах и капусте 152
Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье? 154
Мой сын ревнует меня к телефону 154
У семи нянек дитя со страхами 154
Трагедия маленького принца 155
Дети из многодетных семей развиваются быстрее 156
В многодетной семье труднее стать трудным ребенком 157
«Десять детей и сто внуков -да это ж целая армия!» 158
ЧАСТЬ IV ДЕТИ И СОЦИУМ 160
Глава 22. Разговоры вполголоса: отношение к людям и разговоры о них 160
Обсуждение знакомых 160
Разговоры об учителях 161
Ссоры с родственниками 162
А можно ли обсуждать при ребенке его самого? 163
Глава 23. Стесненность в средствах, или никогда не говори «никогда» 166
Не завидуйте другому, даже если он в очках 166
Деньги - суррогат любви 167
Самое страшное -это беспросветность 168
О том, как вредно «нагнетать и подбрасывать» 168
Нищета как орудие воспитания 170
Богатство бывает разное 171
Влияние рекламы 172
Выбор среды 173
Глава 24. Про принцев и принцесс: дети из богатых семей 174
Богатые тоже плачут 174
Деньги пахнут 176
А если мужа охватил азарт обогащения? 177
ЧАСТЬ V КАЗЕННЫЙ ДОМ 179
Глава 25. Детский сад 179
Мученики общения 179
«Безмамные мамы» 181
Главное - домашний мир и покой 181
А как же общение с детьми? 182
А в школе как будет? 183
Кому сад не противопоказан? 183
Принят по собственному желанию 184
Новое время - новые опасности 184
Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития 187
Все смешалось в доме Облонских 187
Нельзя перескакивать через ступеньки 188
Дети не умеют играть 189
Каким героям сказок подражать не следует 190
Не хочу учиться -хочу развлекаться! 191
Глава 27. Подготовка к школе: развиваем самостоятельность 193
Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче 193
Еще немного о вреде гиперопеки 194
Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе? 195
Права и обязанности 195
Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир 196
Первый раз в первый класс 197
Чье это дело - уроки? 198
Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость 200
В чем же дело? 200
Неужели не бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею? 202
Профилактика «пофигизма» 203
Почему вредно зацикливаться на школе 204
Сравнение - мать учения 206
Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице 208
Что такое «детский госпитализм»? 208
Психотравма - не каприз 209
А как обстоят дела с детьми постарше? 210
Возвращение домой 210
Кукольный доктор 211
Осторожно: Баба-Яга! 212
Игры по возвращении домой 212
ЧАСТЬ VI ДОСУГ 215
Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой? 215
Как пробудить у детей тягу к чтению? 216
«Опережающее чтение» 217
Учет склонностей ребенка 219
Глава 31. Круг детского чтения 221
Какие выбирать сказки? 221
Материал для эмоционально-нравственного развития 222
Рассказы про животных 225
Приключения 226
Серьезная классическая литература 227
Детский «Нью Эйдж» 228
Православная литература 230
Глава 32. Дети и компьютер: в плену у «умного ящика» 234
Школа юного садиста 234
Но разве раньше дети не играли в войну? 236
Новый вид наркомании 236
Но если компьютер все-таки куплен... 239
Игры играм рознь 241
А если компьютер -это призвание? 242
Компьютер - не молоток 243
Глава 33. Берегись… игрушки! 244
Изобилие - тоже стресс 244
Где простор для творчества? 245
Забава для пьяных матросов 245
Игрушки для «полового воспитания» 247
Самые лучшие игрушки -природные 248
Ночной зоопарк 248
Мой ласковый и нежный монстр 249
Страшный может укусить 250
Глава 34. Не тот подарок 252
Как же избежать конфликта? 252
А если ребенку ничем не угодишь? 253
Подбирая подарок, учитывайте возраст и характер ребенка 253
Глава 35. Самостоятельные прогулки 257
Как же отыскать «золотую середину»? 257
Подготовка к «свободному плаванию» 257
И все-таки когда? 258
Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе? 258
А если ребенок не хочет гулять один? 261
Глава 36. Летний лагерь 264
Главное - учитывать возраст и характер ребенка 264
А может, лучше не навещать ребенка? 266
Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке? 267
Об авторе
Шишова Татьяна Львовна — педагог, драматург, публицист, переводчик.
Родилась в Москве. В 1978 году окончила историко-филологический факультет Университета Дружбы Народов. Имеет педагогическое образование, а также диплом переводчика с испанского и английского языков. После окончания Университета осталась преподавать на кафедре русского языка, затем занялась художественным переводом прозы и публицистики.
В середине 80-х в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой написала около десятка пьес для детей и подростков, которые шли и до сих пор идут в российских кукольных театрах и ТЮЗах.
В 1990 году в соавторстве с И. Я. Медведевой создала оригинальную методику «куклотерапии», под которой подразумевается психолого-педагогическая коррекция поведения «трудных» детей средствами кукольного театра. Работа по этой методике дала соавторам обильную пищу для размышлений, в результате чего появилась сначала «Книга для трудных родителей», затем — «Разноцветные белые вороны», «Дети нашего времени», «Иван-царевич, он же Серый волк (влияние СМИ на детей и молодежь)» и ряд других книг, затрагивающих широкий круг проблем современной семьи и детства.
Член Союза писателей России. Вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, зам. главного редактора журнала «Права ребенка». Имеет троих детей и двух внуков.
Размер: 4 MB