Константин Куц, Франкфурт-на-Майне
В Германии показали «Khodorkovsky»
Режиссер Сирил Туши попытался сделать нейтральный фильм. Похоже, недовольны и сторонники, и противники бывшего владельца «ЮКОСа»
Немецкий режиссер Сирил Туши снимал документальный фильм о Ходорковском пять лет. Фото: ИТАР-ТАСС
Первые дни кинофестиваля в Берлине проходят под знаком скандала вокруг фильма «Khodorkovsky» немецкого режиссера Сирила Туши, посвященного судьбе опального российского олигарха. Вновь подтверждая свой статус политизированного кинофорума, Берлинале на сей раз вынуждает говорить не только о «глубоких трещинах на фасаде шаткой российской демократии», как этого можно было бы ожидать. Для одних зрителей, оказавшихся в понедельник на внеконкурсном показе спорного фильма, это шекспировской силы — рассказ о борьбе двух властных людей; для других — история мести, а для третьих — напоминание о том, что Европе не помешали бы показательные процессы против экономических преступников. При этом нейтралитет Сирила Туши, постаравшегося лишь собрать воедино реплики самых разных людей, сыграл с ним злую шутку: теперь его атакуют со всех сторон.
«Михаил Борисович Ходорковский известен, как человек, которого Путин восемь лет назад упрятал за решетку, — поясняет во вторник газета Hamburger Abendblatt. — Все новые и новые обвинения препятствуют тому, чтобы бывший нефтяной магнат мог стать опасен для шефа Кремля. В случае с фильмом помощники Путина избрали другую стратегию. За семь дней до премьеры на Берлинале они опустошили производственную студию Туши в Берлине (42-летний режиссер родом из Франкфурта-на-Майне, но у него русские предки) и украли компьютеры и ноутбуки, на которых была сохранена финальная версия фильма. Это была не первая попытка саботировать показ «Khodorkovsky»: буквально в начале января у Туши из гостиничного номера украли ноутбук и два жестких диска. Режиссера эти события впечатлили: «Если кто-то хотел меня испугать, то ему это удалось», — сказал он».
Frankfurter Allgemeine Zeitung, упоминая о краже, отмечает, что «Сирил Туши и представить себе не мог лучшего PR». «Конфликт, полный шекспировских страстей, — продолжает издание далее. — Михаил Ходорковский против Владимира Путина, два сильных бессовестных человека; фильм, показывающий битву без желания встать на чью-либо сторону». Немецкая газета напоминает и о событиях, предшествовавших скандалу вокруг фильма: Сирил Туши отправил сырую версию фильма российской журналистке, она написала о фильме статью, содержавшую вывод, что фильм опасен для обеих сторон. С того времени на Туши нападают с обеих сторон — в статьях, блогах, электронных письмах».
«Вначале коммунист, затем капиталист, а далее — идеалист: таков в общих чертах портрет загадочного Михаила Ходорковского, — размышляет обозреватель газеты Die Welt. — Сирил Туши не предлагает особенной глубины в своем документальном фильме «Khodorkovsky» о заключенном российском экс-олигархе. И тем отчетливей показаны глубокие трещины на фасаде шаткой российской демократии. Коррупция с самого низа до верха, вплоть до руководства страны, показала себя, как смазочное средство во время перемен после распада Советского Союза. Ходорковский быстро нашел формулу своего подъема. В качестве шефа нефтяного концерна всего за десятилетие он превратился в богатейшего россиянина. И как только он выступил за менее коррумпированную и более открытую Россию, врагом его стал президент Владимир Путин. Финал истории: восемь лет Ходорковский находится в тюрьме, его ожидает еще шесть лет после второго «непрозрачного» процесса. Туши оказался первым, кто смог расспросить Ходорковского перед камерой с начала его тюремного срока. С информационной точки зрения интервью скупо. Но эти кадры — наиболее волнующий момент фильма: сфинксоподобная улыбка Ходорковского, выглядящего несломленным в своей стеклянной клетке в зале суда, в окружении вооруженных автоматами стражей… Туши не дает окончательного ответа на вопрос, кем считать главного героя фильма, который становится в России мучеником оппозиции».
«Своим фильмом я хотел построить мост между Россией и Западом, — пояснил режиссер фильма в интервью журналу Spiegel. — Но сейчас СМИ полны конфронтации и обвинений…. Я хотел не выносить приговор, а создать интересный фильм об уникальном человеке…». На взгляд рецензента Berliner Zeitung, эта попытка вполне удалась. Не без скепсиса отмечая «бурную карьеру и всего один предыдущий фильм» Сирила Туши, его новую работу критик именует «увлекательным политическим рассказом». «Сирил Туши без сомнения впечатлен своим персонажем, — пишет автор. — Но он добавляет новые оттенки в героической истории, которую пишут западные медиа. Потрясает то количество собеседников, которых он нашел для своего фильма, в том числе, сын Ходорковского от первого брака, несколько олигархов, живущих ныне в Британии и Израиле, бывший немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, поделившийся деталью примечательной силы: однажды перед ним и тогдашним бундесканцлером Герхардом Шредером Путин отчетливо высказался о том, что, переняв концерн Ходорковского «ЮКОС» с помощью государственного «Газпрома», он имеет в руках все нити».
Журнал Spiegel приводит и более однозначную оценку, которую режиссер дал своему герою. «У него трансцендентная неземная аура, — говорит Сирил Туши о Ходорковском. — Аура мученика, которой не встретишь среди обычных людей. Ходорковский — человек логического мышления, поступки которого целиком опираются на логику вплоть до той поры, пока он совершает нечто совершенно нелогичное и идет в тюрьму, хотя мог бы отправиться в изгнание».
Не менее любопытны и реплики простых немецких блогеров, которые показывают неплохое знание современной российской истории. «Смысл и цель этих политических чисток — вернуть гигантские прибыли от нефти и газа под контроль государства. И для государства — это более чем легитимно», — пишет один в своем комментарии к статье в журнале Spiegel. «То, что из этого человека создают мученика, немыслимо, — пишет другой блогер. — Из человека, который после распада Советского Союза разбогател на народной собственности, эксплуатируя и Россию, и ее жителей ради личной выгоды. Печально то, что с ним обошлись подобным образом потому, что он нажил себе врагов среди номенклатуры. Хватает олигархов, которые заслуживают аналогичных процессов. Я не верю, что это был честный процесс. Но в России есть преследуемые, которые больше напоминают мучеников, — правозащитники, журналисты… Хотелось бы, чтобы экономические преступники в Германии получили тюремные сроки, а не миллионные компенсации. Это можно было бы сделать и в ходе честного суда».
Немецкие блогеры обращают внимание и на то, что картина снята при поддержке баварского ТВ, выделившего на съемки 400 тысяч евро. «Потрясает то, что наша государственная киноподдержка участвовала в таком фильме, — замечает анонимный комментатор. — Для меня загадка, какие цели при этом преследовались. В Ходорковском можно видеть кого угодно, но блистательным героем или мучеником его считать точно нельзя. И уж во всяком случае, в глазах большинства российского населения».
«Khodorkovsky» принадлежит к тому сорту фильмов, которые по частям интересней, чем целиком, — выносит свой приговор Die Tageszeitung. — Но ближе к концу он все же становится большой сенсацией. Съемки дают понять, что интервьюер более взволнован, чем интервьюируемый. Да и зрители оказываются неподготовленными, несмотря на всю предшествующую информацию – Ходорковский отвечает настолько весело, непринужденно и обаятельно-иронично, что все вопросы, заданные во время фильма, возникают снова. Кто этот человек? А главное: что он еще сделает?».